Регистрация

Музей в Берне исследует «тёмную главу» искусства начала XX века

Мне нравится2       0  
Музей изобразительных искусств Берна впервые без утайки рассказывает о создании своей коллекции. Масштабная выставка «Современные мастера: „дегенеративное“ искусство» — это история приобретения шедевров от Пабло Пикассо до Августа Маке, включающая и «тёмную главу» прошлого. Здесь представлены «выжившие» произведения, которые нацисты заклеймили как «дегенеративные» и конфисковали из немецких музеев. Как они казались в Берне?
Экспозиция стремится осязаемо проиллюстрировать тот период и показать зрителям сложный провенанс картин.
Франц Марк. Синий конь II

Музей изобразительных искусств Берна может похвастать одним из крупнейших собраний произведений модернистов. Но лишь небольшую часть из них он приобрёл самостоятельно. Большинство картин принадлежат фондам и переданы в распоряжение музея, либо были пожертвованы или завещаны. В частности, свою подпольную коллекцию оставил учреждению скандально известный Корнелиус Гурлитт.


Слева: Франц Марк, «Синий конь I» (1911)

Закон Третьего рейха, разрешающий изъятие так называемого «дегенеративного искусства», был издан в 1938 году. Но беспощадные конфискации картин современных мастеров в немецких музеях начались на самом деле годом ранее. Среди них были произведения, созданные художниками-евреями, а также те, в которых нацисты увидели «еврейское» и «большевистское» влияние.

Часть работ была продана в Швейцарию, и название нынешней выставки перекликается с наименованием исторического аукциона, который состоялся в июне 1939 года в Galerie Fischer в Люцерне: Gemälde und Plastiken Moderner Meister aus deutschen Museen («Картины и скульптуры современных мастеров из немецких музеев»).
Выставка «Современные мастера: „дегенеративное“ искусство» сосредоточена главным образом на произведениях, которые начали поступать во владение Музея изобразительных искусств Берна в 1933 году. Среди них шедевры Франца Марка, Эрнста Барлаха, Августа Маке и многих других известных художников. В число 70-ти картин, составляющих экспозицию, входят 53 работы на бумаге и скульптуры из коллекции учреждения. На выставке они расположены в хронологическом порядке в соответствии с датами поступления.
Франц Марк. Сон
Сон
1913, 76×101 см
Часть разделов пытаются ответить на вопросы «какова была роль „дегенеративного“ искусства?», «как Швейцария на культурном уровне отреагировала на угрозу нацистской Германии?» и «как и почему произведения из немецких музеев были проданы в Швейцарию?». Другие секции выставки посвящены отдельным художникам, которые пострадали от диктатуры Гитлера и каким-то образом были связаны со Швейцарией. Среди них Эрнст Людвиг Кирхнер, Пауль Клее и Отто Дикс.
Пауль Клее. Калитка в саду


Выставку сопровождает каталог, в котором задокументирован известный на сегодняшний день провенанс 525-ти работ из коллекции Музея изобразительных искусств Берна. Авторы одновременно подчёркивают: требуется дополнительная работа, чтобы проследить пути, которыми все картины попали в музей из мастерских художников.


Слева: Пауль Клее, «Калитка в саду» (1926)

Выставка «Современные мастера: „дегенеративное“ искусство» в Музее изобразительных искусств Берна продлится до 21 августа.
По материалам официального сайта Музея изобразительных искусств Берна. Главная иллюстрация — Август Маке, «Ресторан в саду» (1912)
Комментировать Комментарии
HELP