В честь 110-летие со дня рождения Ильи Самойловича Зильберштейна, известного российского искусствоведа и коллекционера, чье собрание положило начало Музею личных коллекций при Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, в Москве открылась совершенно особенная выставка. Личность и коллекция: Тьеполо, Рембрандт, Бестужев, Боровиковский, Брюллов, Иванов, Репин, Шишкин, Кустодиев, Серов, Врубель, Бенуа, Бакст, Серебрякова, Лансере… Удивительное путешествие!
Катя в голубом у елки
1922, 63.6×47.5 см
«Коллекция Зильберштейна включает 22 рисунка П.А. Федотова, более 60 работ И.Е. Репина, 72 рисунка А. Бенуа, почти 50 работ Л.С. Бакста, К.А. Сомова и многие другие. Наиболее известные из них… показаны на выставке» — пишут на сайте музея.
По канату
1866
Обычно частные собрания долгие годы остаются скрытыми от глаз широкой публики. Тем волнительней, когда произведения искусства передаются в дар музеям, а зрители и искусствоведы получают возможность насладиться и изучить недоступные прежде работы известных и малоизвестных мастеров.
Коллекцию Ильи Зильберштейна, насчитывающую более 2000 произведений, можно сравнить с небольшим музеем русского и западноевропейского искусства. Составленная не только с собирательской, но и с научной страстью, эта коллекция осталась целостной и после того, как в 1987 году Илья Самойлович передал ее ГМИИ им. Пушкина.
Коллекцию Ильи Зильберштейна, насчитывающую более 2000 произведений, можно сравнить с небольшим музеем русского и западноевропейского искусства. Составленная не только с собирательской, но и с научной страстью, эта коллекция осталась целостной и после того, как в 1987 году Илья Самойлович передал ее ГМИИ им. Пушкина.
Солнечный день. Мерикюль
1894, 81×110 см
Всего на выставке представлено около 300 произведений живописи и графики.
Евгений Лансере. Прогулка на молу
Нынешняя экспозиция в МЛК разделена на две уникальные по своему масштабу и значению коллекции, которые ученый собирал на протяжении 66 лет: живопись и графика, а также документальная коллекция. В первом разделе зритель увидит живописные работы художников основных европейских школ, исключительные по полноте коллекции «россики», произведения художников русской школы XVIII—XX веков, а также прекрасную подборку наиболее известных рисунков из коллекции Ильи Зильберштейна авторства Павла Федотова, Ильи Репина, Александра Бенуа, Льва Бакста и многих других.
Портрет Шаляпина
1922, 99×80 см
Наиболее значимый и масштабный раздел коллекции — собрание работ художников, входящих в объединение «Мир искусства».
Основанный Александром Бенуа и Сергеем Дягилевым в 1898 году, «Мир искусства» четверть века объединял художников, чьими основными направлениями в творчестве были модернизм и символизм. Собрание Ильи Зильберштейна включает произведения, ставшие классикой отечественной культуры, и воссоздает полную историю этого многоликого художественного явления рубежа XIX — ХХ веков.
Основанный Александром Бенуа и Сергеем Дягилевым в 1898 году, «Мир искусства» четверть века объединял художников, чьими основными направлениями в творчестве были модернизм и символизм. Собрание Ильи Зильберштейна включает произведения, ставшие классикой отечественной культуры, и воссоздает полную историю этого многоликого художественного явления рубежа XIX — ХХ веков.
17-летний Илья Зильберштейн начал собирать свою коллекцию в Одессе, с этих двух рисунков Бориса Григорьева (иллюстрация со страницы пользователя Лена Калашникова в фейсбуке).
Лука Камбьязо «Набросок. Снятие с креста»
В документальный раздел выставки вошли рукописи, письма, рисунки, фотографии, а также книги с дарственными надписями и особо редкие издания книг — более 80 предметов. Всего же документальная коллекция Зильберштейна насчитывает более 1000 наименований.
Вдова коллекционера — Наталья Борисовна Волкова, — рассказала о самых ценных для него реликвиях.
Больше других коллекционер дорожил двумя книгами с дарственными надписями А.С. Пушкина. Первая — альманах «Северные цветы» за 1832 год — была издана Пушкиным в память его лицейского друга А.А. Дельвига. Вторая книга — «Борис Годунов» (1831) с дарственной надписью «Баратынскому от А. Пушкина. Москва 1831 янв. 12».
Харменс ван Рейн Рембрандт, «Авраам и Исаак на пути к жертвеннику». 1643
Илья Зильберштейн родился в Одессе 28 марта 1905 года. По окончании школы учился в Новороссийском, а с 1923 года — в Ленинградском университете на историко-филологическом факультете. С 1926 года Илья Самойлович начал публиковать свои первые статьи и книги, посвященные жизни и творчеству А.С. Пушкина, А.С. Грибоедова, Ф.М. Достоевского и И.С. Тургенева. Пять лет спустя он переезжает в Москву, где начинает осуществлять мечту своей жизни — издание сборников публикаций архивных материалов по истории русской литературы и общественной мысли. Сборники получили название «Литературное наследство».
Борис Кустодиев. Тула. Эскиз декорации для пьесы Е. Замятина «Блоха»
На протяжении 57 лет Илья Зильберштейн был бессменным руководителем «Литературного наследства» — всемирно известного уникального издания, насчитывающего почти сто томов, половину из которых Зильберштейн подготовил лично. Его исследовательские интересы коснулись не только литературы, но и искусства. В 1948—1949 годах вышло в свет два тома издания «Художественное наследство», посвященных Илье Репину. Вслед за этим появились книги «Александр Бенуа размышляет» (1968), «Константин Коровин вспоминает» (1971), «Валентин Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников» (1971), «Сергей Дягилев и русское искусство» (1982), «Валентин Серов в переписке, документах и интервью» (1988).
Украинка
1875
Блистательная деятельность Зильберштейна как исследователя новых архивных материалов определила и характер его коллекционерских поисков. На основе только одного его собрания можно было издать историю русского рисунка и акварели конца XVIII — начала XX века. От большинства коллекционеров Зильберштейна отличал научный подход. Так, важнейший раздел его коллекции послужил материалом для большой монографии «Художник-декабрист Николай Бестужев», изданной в Москве, в 1977 году.
Поисками портретной галереи декабристов, созданной Николаем Бестужевым, занимались многие исследователи еще с начала нашего столетия. Но лишь Зильберштейну посчастливилось найти ее в 1945 году.
Жак Куртуа (Бургиньон), «Баталия».
Замысел Ильи Зильберштейна — создать в Москве Музей личных коллекций, — в 1972 году был поддержан директором ГМИИ Ириной Антоновой. Им потребовалось несколько лет, чтобы преодолеть консервативное отношение к идее. В 1987 году началась работа по архитектурной реставрации здания для будущего Музея по адресу ул. Волхонка, 8/10.
…С момента основания Музея в его фонды от дарителей поступило около тридцати коллекций — свыше семи тысяч произведений русского и западноевропейского искусстваXV—XX веков. Главный принцип экспонирования — сохранение целостности каждой коллекции и ее неразрывная связь с личностью дарителя.
…С момента основания Музея в его фонды от дарителей поступило около тридцати коллекций — свыше семи тысяч произведений русского и западноевропейского искусства
Пьетро ди Готтардо Гонзага (Гонзаго), «Проект декорации. Архитектура цирка»
Парковый пейзаж с аркой
XVIII век
Семён Щедрин, «Вид в окрестностях озера Неми». 1776−1778
Несмотря на то, что основная экспозиция МЛК закрыта до 2019 года, музей регулярно проводит тематические выставки. Экспозиция «Илья Зильберштейн. К 110-летию со дня рождения» будет работать всю весну и лето, вплоть до 28 августа.
Главная иллюстрация: Илья Репин, «Летний пейзаж
(В.А.Репина на мостике в Абрамцеве)». 1879. В статье использованы материалы из пресс-релиза ГМИИ и статьи Отдела личных коллекций музея, а также из блога Татьяны Пилипенко.