Фёдора Степановича Рокотова называют одним из самых таинственных художников второй половины XVIII века. Он рисовал Екатерину II и ее детей, аристократов Москвы и Петербурга. Вхожий во многие знатные дома, Рокотов оставался хранителем тайн своих заказчиков. Третьяковская галерея представляет 40 эталонных произведений художника и раскрывает некоторые из их загадочных историй.
Портрет Екатерины II
1763, 139×155 см
Впервые творчество Федора Рокотова было представлено в Третьяковской галерее еще в 1923 году; многие картины нуждались в серьезной атрибуции, ведь художник часто работал вместе с учениками-крепостными. Следующая ретроспектива состоялась в 1960 году и представляла не только работы Рокотова, но и произведения художников его круга.
Для нынешней выставки великого портретиста — всего лишь третьей по счету, — были заново атрибутированы около 20 полотен. Специальный раздел выставки знакомит с результатами исследований 5 портретов из собрания Третьяковской галереи, ранее приписываемых Рокотову — А. И. Куракиной, В. Н. Голицыной, неизвестной в темно-красном платье, неизвестного в губернском мундире и также неизвестного генерала.
Для нынешней выставки великого портретиста — всего лишь третьей по счету, — были заново атрибутированы около 20 полотен. Специальный раздел выставки знакомит с результатами исследований 5 портретов из собрания Третьяковской галереи, ранее приписываемых Рокотову — А. И. Куракиной, В. Н. Голицыной, неизвестной в темно-красном платье, неизвестного в губернском мундире и также неизвестного генерала.
Нынешняя экспозиция — это еще и наглядный отчет об огромной научной работе, проделанной сотрудниками Третьяковки, и тематическая реконструкция трех основных периодов его жизни и творчества.
Первый из них — работа Федора Рокотова в Петербурге. Так, исследователи установили, что два парадных портрета Екатерины II этого времени были созданы не самим художником, а учениками его мастерской. Но поскольку Рокотов был автором композиционного решения этих изображений, он счел нужным поставить на них свою подпись.
Первый из них — работа Федора Рокотова в Петербурге. Так, исследователи установили, что два парадных портрета Екатерины II этого времени были созданы не самим художником, а учениками его мастерской. Но поскольку Рокотов был автором композиционного решения этих изображений, он счел нужным поставить на них свою подпись.
Портрет графини Елизаветы Васильевны Санти
1785, 56×72 см
«…Покровительствовали Рокотову „русский Леонардо“ Михаил Ломоносов и всесильный фаворит императрицы Елизаветы Иван Шувалов. По-видимому, под их патронатом успеха живописец добился весьма рано и легко: вскорости после приезда в столицу мы узнаём, что он уже владеет большой мастерской с дюжиной подмастерий, позднее получает звание академика», — подробную биографию Федора Рокотова вы можете прочитать в нашем материале.
Портрет Алексея Бобринского в детстве
1760-е
, 47×59.5 см
Вот одна из обещанных таинственных историй, которую раскрыла картина Рокотова. Полотно хранилось в личных покоях Екатерины II, подписи на ней нет. Однако стилистическая экспертиза установила не только автора (им, безусловно, мог быть только Рокотов — наиболее ценимый при дворе портретист, не раз писавший членов царской семьи). Однако, судя по времени ее создания — примерно середина 1760-х годов — Великий князь Павел, наследник престола, был уже подростком. После дополнительных изысканий установили: это действительно был сын Екатерины и ее возлюбленного, Григория Орлова. Стоит прочитать остальные подробности удивительной истории!
Московский период — время расцвета творчества Рокотова, связанное с работой над портретами многочисленных дворянских семейств. А третий раздел выставки посвящен произведениям живописца, исполненным для интерьеров «фамильных гнезд» — усадебных дворцов. Благодаря работам исследователей удалось очертить круг 26 усадеб, откуда происходит часть произведений Рокотова. Несколько предметов мебели и произведений скульптуры из этих усадеб, а также гравюры с их видами дополняют экспозицию.
Портрет Александры Петровны Струйской
1772, 47.5×59.8 см
«Портрет
Александры Струйской» уже в ХХ веке станет самой прославленной картиной Рокотова. Ей будут посвящать стихи поэты — например, Николай Заболоцкий, («Любите живопись, поэты…»).
Несмотря на узнаваемость картин Рокотова, о самом художнике известно не так много, а «Портрет молодого человека в гвардейском мундире» считается автопортретом лишь гипотетически. Дата рождения художника известна лишь примерно; предполагают, что он был побочным сыном генерал-аншефа Петра Репнина. Причем, согласно документам, Федор Рокотов считался вольнорождённым, а его родня — нет. Еще одна загадка…
Портрет неизвестной в розовом платье
1770, 46×58 см
Фон рокотовских портретов с годами только темнеет, грозя окончательно поглотить его лирических красавиц и задумчивых вельмож. Применяемые художником грунты несовершенны и, постепенно проникая в красочный слой, замутняют его. Реставрировать Рокотова затратно и сложно. Но именно этот тусклый флёр теперь воспринимается как примета его стиля. Экспертиза показала, что с рубежа 1760−1770-х годов Рокотов каждое десятилетие экспериментировал с количеством и составом связующего вещества в красках.
Выставка работ Федора Рокотова в Третьяковской галерее работает до 24 апреля 2016 года.
Главная иллюстрация: Федор Рокотов. Портрет
Варвары Ермолаевны Новосильцевой, 1780.
Фотографии материала — со страницы Третьяковской галереи в социальной сети ФБ.
Фотографии материала — со страницы Третьяковской галереи в социальной сети ФБ.