Регистрация

Bonhams на сцене современного искусства: ставка на Ауэрбаха

Мне нравится1       0  
Аукционный дом Bonhams намерен всерьез побороться за успех в сегменте современного искусства. Предстоящие торги послевоенного и современного искусства, рекордные для Bonhams по суммарной стоимости выставленных лотов, сулят немало сюрпризов. Главный из них — первое за полвека появление на публике картины Франка Ауэрбаха «E.O.W. на голубом одеяле V». Плюс работа победителя Венецианской биеннале — 2015, прекрасные дамы-творцы и Энди Уорхол — делайте ставки, господа!
Работа Франка Ауэрбаха, написанная в 1963 году и оцененная в 1,4−2,1 миллиона долларов, поражает сложностью техники: слои масляной краски ярких и чистых цветов ювелирно наложены друг на друга, не смешиваясь и не теряя четкости. «E.O.W. на голубом одеяле V» (E.O.W. on her Blue Eiderdown V) — пятый и самый большой из серии масляных портретов Эстеллы Олив Уэст, встреча с которой во многом предопределила жизнь и творческий путь мастера. Франк Ауэрбах, признанный критиками величайшим из ныне живущих художников Британии, родился в Берлине в 1931 году, а спустя восемь лет был отправлен родителями в Англию — позже, в разгар войны он узнал об их гибели в Аушвице. Окончив школу, Ауэрбах занялся живописью и театром.
В 17 лет на любительской постановке пьесы Питера Устинова «Дом сожалений» он встретил 32-летнюю Стеллу, ставшую на долгие годы его любовницей и натурщицей. Результатом их продолжительных и бурных отношений стал 51 портрет E.O.W. — так Ауэрбах подписывал имя своей модели. Наложение слоев краски (их было так много, что на выставках картины демонстрировались горизонтально, чтобы краска не сорвалась с холста) требовало месяцев кропотливого труда, и создание «E.O.W. на голубом одеяле V» (титульаня иллюстрация новости), по-видимому, заняло не менее года. Стойкости Стеллы надо отдать должное!

Главным лотом «женского раздела» аукциона будет «Шестиглавая лошадь, большая (Le cheval à six têtes, grand)» Жермен Ришье (1954−56 гг., оценка — $290 000−440 000).
Впрочем, уделяя внимание женщинам-натурщицам, Bonhams призывает не забывать и о женщинах-творцах: пять их работ на аукционе будут выделены в особый раздел. Таким способом устроители хотят привлечь внимание к проблеме гендерного неравенства в искусстве. Масштабы несправедливости действительно впечатляют. Так, из 500 самых дорогих произведений искусства, проданных в 2014 году, только 19 были созданы женщинами. Самая дорогая скульптура Жермен Ришье стоит почти в сто раз меньше работы близкого ей по времени и стилю Альберто Джакометти, что, по утверждению одного из директоров Bonhams Ральфа Тейлора, никак не отражает ее истинной художественной ценности.

Более скромно оценена деревянная «Night Sentinel Panel» (1973 г., оценка — $36 000−51 000). Ее автор — Луиза Невельсон (урожд. Лея Исааковна Берлявская), одна из ведущих американских скульпторов XX столетия. Она родилась в 1899 г. в Переяславе и в 1902 с семьей году эмигрировала в США.

Дополняют раздел пластиковая инсталляция Эдуарды Эмилии Маино, известной под псевдонимом Дадамаино, «Объем смещенных модулей (Volume a moduli sfasati)» (1960 г., оценка — $47 000−60 000, иллюстрация слева), картина без названия японской художницы Яёи Кусама (1952 г., оценка — $36 000−51 000) и «Серебряная лазурь (Argento turchese)» итальянки Карлы Аккарди (1964 г., оценка — $36 000−51 000).

Еще один акцент предстоящих торгов — эффектная работа африканского художника Эль Анацуи (El Anatsui), которому на Венецианской биеннале-2015 вручили главную награду — «Золотого льва», — за чудеса из алюминиевых крышек.
Работа Peju’s Robe Эль Анацуи (2006 г.) оценена в 640−790 тыс. долларов (фото artmarketmonitor). Внизу — детали работы крупнее.

Особое место на аукционе занимает картина Энди Уорхола «Инвертированная последовательность 14 маленьких электрических стульев (14 Small Electric Chairs Reversal Series)» 1980-го года. Огромная — более двух метров в высоту, — работа поражает сюрреалистическими цветами; характерное для Уорхола изображение электрического стула многократно воспроизведено с помощью его «фирменного метода». «14 стульев» оценены в 5,7−8,6 млн. долларов. Жанр поп-арта также представлен портретом Мика Джаггера авторства Уорхола (1975 г., оценка — $15 000−22 000) и рисунком Бэнкси «Keep it Real» (2006 г., оценка — $150 000−220 000, иллюстрация ниже).

Бэнкси, «Keep it Real» (2006 г., оценка — $150 000−220 000)
Помимо европейцев и американцев на аукцион выставлены работы японских мастеров. Среди них — члены радикально-авангардистского объединения «Гутай» Казуо Ширага и Сёдзо Симамото. Скульптура «Красный веер» (1965 г., $2 200 000−2 900 000), в которой Ширага выразил свое увлечение буддизмом, выставлялась в Гааге, Роттердаме, Лугано и Нью-Йорке; с 1967 по 2010 год она хранилась в частной коллекции.
Картина «Magi 903» Сёдзо Симамото ($87 000−120 000) была создана в 2008 г. в результате перформанса: под аккомпанемент «Волшебной флейты» Моцарта 80-летний художник разбивал бутылки с акриловой краской об пол, покрытый холстом.
«Magi 903», Сёдзо Симамото
По словам Ральфа Тейлора, аукцион, который состоится 11 февраля, демонстрирует значительный успех Bonhams в сфере современного искусства. Во всяком случае, разнообразие лотов интригует: интересно узнать итоговые цены работ вне привычного клише «десятки миллионов долларов во главе с работой Фрэнсиса Бэкона (или Люсьена Фрейда)». Впрочем, как раз Фрэнсиса Бэкона, Люсьена Фрейда и Франка Ауэрбаха критики относят к одной и той же т.н. «Лондонской школе».

Геннадий Кац
По материалам Bonhams и The Guardian
КомментироватьКомментарии
HELP