«ХХ век Ильи Зданевича» — экспозиция, посвященная незаслуженно забытому незаурядному художнику, поэту, теоретику искусства, без которого, как считают, «не состоялся бы русский авангард
и обеднел европейский». Ни одной персональной выставки при жизни, и всего две — посмертные, — в МоМА и в Центре Помпиду, — что ж, с декабря 2015-го до середины февраля 2016 года Государственный Музей Изобразительных искусств им. Пушкина представляет первую в России ретроспективную выставку Ильи Зданевича, более известного на западе как Ильязд.
Пикассо, Просмани, Шанель и Илья Зданевич — факты о столь незаурядном творце, как и сама экспозиция, — просто поразительны!
Илья Зданевич, книга «лидантЮ фАрам», Париж, 1923
(Обложка Н. Грановского)
Такой полной по объему выставки, посвященной Зданевичу, еще не было — ни за рубежом, ни в России. Семь залов музея позволяют с максимальной полнотой проследить за всеми этапами и хитросплетениями разностороннего творчества Ильязда. Экспонаты были предоставлены как частными коллекционерами России и Франции, так и музеями — от Государственного Литературного музея до архива Коко Шанель. Сам Ильязд говорил: «Лучшая судьба поэта — быть забытым». Кем же был и кем стал сын польского преподавателя французского языка и грузинской пианистки, ученицы Чайковского, родившийся в Тифлисе в конце ХIХ века?
Афиша Бала «Ночной Праздник», организованного в Париже Зданевичем, Андре Лот, 1922
1. Развитие и популяризация футуризма
Многие исследователи русского искусства начала ХХ века небезосновательно считают, что именно благодаря Зданевичу в России стал известен и популярен футуризм . Именно Ильязд рекламировал манифест итальянского футуриста Маринетти в Москве и Петербурге. Публику 1912 года шокировал молодой человек, размахивающий своим снятым с ноги башмаком и доказывающий, что башмак прекраснее Венеры Милосской. Ибо он, то есть башмак, «отделяет нас от грязной земли, тем самым выражая презрение футуристов к земле и их любовь к небу». Однажды страстное выступление студента- юриста в поддержку футуризма закончилось грандиозной потасовкой, о которой писали все московские газеты.
Илья Зданевич.
Обложка книги «Игорь Терентьев. Факт».
Тифлис: 41°
2. Ильязд - открыватель Пиросмани
Да, именно Илья со своим старшим братом, художником Кириллом Зданевичем, а так же художником Михаилом Ле-Дантю, во время поездки в Грузию заметили работы Нико Пиросмани. Они организовали его первую выставку и опубликовали в прессе статьи о художнике. Ильязд тогда объездил всю Грузию, собирая самую большую коллекцию работ Пиросмани. Позже его старший брат продал коллекцию государству и тем самым спас наследие знаменитого грузинского художника. Когда же, спустя много лет, в Лувр приехала первая выставка «грузинского Джотто», Ильязд пришел посмотреть на свое бывшее собрание, как обычный посетитель.
Портрет Ильи Зданевича
1913, 120×150 см
3. От футуризма к «всёчеству»
Темпераментный молодой футурист быстро разочаровался в футуристических идеях Маринетти и, чуть повзрослев, создал свое собственное художественное направление — «всёчество». По задумке Ильязда, оно должно было заменить футуризм и, наконец, объединить многочисленные художественные направления — как в поэзии, так и в живописи. «Всёчество» утверждало, что право на жизнь имеют все стили. Несмотря на кажущуюся несерьезность и карикатурность названия идея о том, что любая культура непрерывна и современна, а новому в искусстве не обязательно порывать с прошлым, была очень прогрессивна и революционна для бурного начала ХХ века.
Илья Зданевич. асЁл напракАт. Драма.
Сборник «Софии Георгиевне Мельниковой.
Фантастический кабачок». Тифлис: 41°, 1919
4. Боди-арт – начало вторжения искусства в жизнь
Илья Зданевич опередил свое время не только «теорией всего» в искусстве. Так, на одном из своих вечеров артисты творческой группы «Ослиный хвост», членом которой был Ильязд, вышли на сцену… раскрасив себя! Тогда, в начале ХХ века, люди с раскрашенными лицами и голыми частями тела повергли публику в состояние шока. Дело дошло до того, что членам «Ослиного хвоста» даже пришлось пояснять свой поступок общественности. Ильязд сотоварищи издали манифест «Почему мы раскрашиваемся», где несколько пафосно провозгласили: «мы связали искусство с жизнью, и жизнь вторглась в искусство. Пора искусству вторгнутся в жизнь. Раскраска лица — начало вторжения». Гораздо позже это станет боди-артом, а об Ильязде забудут.Давид Бурлюк, один из основателей футуризма, 1910
5. Ильязд – дедушка албанскава изыка
Это не шутка. Наш герой действительно и в этом тоже предвосхитил время. В 1916 году в свет вышла пьеса Зданевича «Янко круль албанскай». В пьесе есть такой текст: «так как албанский изык с руским идет ат ывоннава… пачиму ни смучяйтись помнити шта вот изык албанскай…» Пьеса впоследствии войдёт в знаменитую «питёрку дейстф», которые станут знаменитыми «дра» (то есть драмами) не только с точки зрения литературы, но и типографики и полиграфии. А придуманный Ильяздом «албанский изык» воскреснет — уже в сети Интернет, спустя десятилетия и совсем по другому поводу.
Обложка книги Зданевича
6. Ильязд и Коко Шанель
В 1920-е, после Первой мировой войны, многие модные дома Франции испытывали недостаток в тканях. Коко Шанель нашла выход — она задумала использовать джерси, трикотажную ткань, из которой до этого шили только нижнее белье. Ткань надо было улучшить. И здесь на помощь Шанель пришел Ильязд, который к тому времени эмигрировал из советской России во Францию. Уроженец Грузии, Зданевич был хорошо знаком с приемами местного ручного ткачества. Именно они легли в основу разработки нового ткацкого станка, придуманного Зданевичем для Шанель. Помимо технологических улучшений, Зданевич разрабатывал многочисленные орнаментальные мотивы для этих тканей. Союз Коко и Ильязда длился с 1928 (когда тот был назначен директором одного из заводов компании «Ткани Шанель» и одновременно художником по тканям) и вплоть до 1935 года. В середине 1930-х мода на джерси постепенно сошла на нет, уступив место твиду. Однако еще долгое время Зданевича привлекали к разработке аксессуаров и эскизов для модного дома Шанель.Леди Абди В CHANEL, 1929. Ильязд, Эскиз для фабрики «Ткани Шанель», конец 1920-х
Габриэль Шанель в костюме из джерси, узор для которого был создан Ильяздом. Фотограф Александр Стюарт
7. Зданевич - издатель «Мировых художников».
Еще одна грань блистательного художественного таланта Ильи Зданевича — издательская деятельность. Последние 35 лет своей жизни он посвятил выпуску уникальной серии книг «Livre d’artiste», предназначенную исключительно для коллекционеров. Вместе с ним над серией работали Пабло Пикассо, Макс Эрнст, Жоан Миро и Альберто Джакометти.
Жоан Миро. Бумага, цветной офорт.
Иллюстрация издания Ильязда.
Адриан де Монлюк. Нелепый придворный.
Париж: Сорок первый градус, 1974
«Он — не просто издатель, он крупнейший дизайнер. Он выстраивал конструкцию своих изданий. Он продумывал весь иллюстративный ряд, и уже такие великие художники, как Пикассо, Миро следовали тому, что он диктовал. Это уникальная ситуация, и это не удавалось ни одному издателю XX века», — говорит коллекционер работ Ильязда Борис Фридман.
Эти уникальные книги выходили в издательстве «41 градус». Именно так — «41 градус» — назывался творческий союз грузинских авангардистов, в котором цифра означает географическую широту, на которой находится Тифлис — нынешний Тбилиси.
Вся французская коллекция книг «Livre d’artiste», изданная Ильяздом, также представлена на проходящей выставке в Москве.
Эти уникальные книги выходили в издательстве «41 градус». Именно так — «41 градус» — назывался творческий союз грузинских авангардистов, в котором цифра означает географическую широту, на которой находится Тифлис — нынешний Тбилиси.
Вся французская коллекция книг «Livre d’artiste», изданная Ильяздом, также представлена на проходящей выставке в Москве.
Ильязд, Эскиз рисунка для платья Веры Судейкиной, 1922
«В каждую эпоху есть люди, находящиеся на острие лезвия искусства. Это ударный отряд исследователей. Личная судьба их была бы печальная, если бы они не были сами веселыми. Илья Зданевич обратил все свое огромное дарование в художественный эксперимент. Если в искусстве не быть Пушкиным, Расином или Гете, то стоит быть только Зданевичем».
Писатель и критик Виктор Шкловский
К ретроспективе Ильи Зданевича издан каталог, в котором подробно отражен весь его жизненный и творческий путь. А генеральным партнером мероприятия выступил модный дом CHANEL. Выставка «ХХ век Ильи Зданевича» в ГМИИ им. Пушкина продлится до 14 февраля. Расписание экскурсий можно посмотреть здесь. Постарайтесь ее не пропустить, ведь неизвестно, когда в следующий раз вспомнят об Ильязде, забытом новаторе искусств. Выставка хороша, экскурсионная программа насыщенна — прекрасный повод совместить приятное с полезным, получив впечатления и новые знания.
Главная иллюстрация новости: фото — Пабло Пикассо стрижет Ильязда. 1947
Серия фото с выставки - со страницы ГМИИ в соцсети Фейсбук.
Серия фото с выставки - со страницы ГМИИ в соцсети Фейсбук.