О коллекции Гурлитта мы наслышаны: тайное собрание сына «арт-дилера нацистов» стало явным два года тому. Как вы думаете, сколько картин вернули наследникам жертв Холокоста за это время, и каковы шансы музея в Берне получить ошеломляющее собрание с работами Дюрера, Делакруа, Гогена, Мане, Пикассо, Матисса, Шагала, Кокошки и многих других? И что насчет обещанной в 2016 выставки? Новости неожиданные!
Напомним, в ноябре 2013 г. обнародовали арт-клад: в мюнхенской квартире скрывающегося затворника Корнелиуса Гурлитта было случайно обнаружено около 1,4 тысячи работ знаменитых художников, считавшиеся утраченными при бомбежке Дрездена в 1945 году. Об уничтожении картин некогда заявил отец Корнелиуса, арт-дилер Хильдебранд Гурлитт, при нацистах собравший шедевры не всегда, как принято было считать, «чистым» способом. Он за бесценок скупал печальный «конфискат» т.н. «дегенеративного искусства» с выставок, а также картины, изъятые у владельцев — жертв Холокоста. Одновременно он участвовал в закупках картин для личного музея фюрера, и в его личной коллекции также появлялись работы старых мастеров, «истинные шедевры». «Отец спасал все эти картины» — считал его сын Корнелиус
Два всадника на берегу
1901, 72×92 см
Весной 2015 г. холст Макса Либермана был возвращен внучатому племяннику довоенного владельца и картину тут же продали на Sotheby’s почти за 3 миллиона долларов.
Насколько официально «криминальны» истории, связанные с картинами в коллекции Гурлитта? Два года тому речь шла о минимум 500 работах, которые подлежат реституции. Так, три картины были украдены, в том числе, и у издателя музыкальных произведений в Лейпциге Хенри Хинриксена, умершего в 1942 году в Освенциме. Лично госминистр культуры ФРГ Моника Грюттерс объявила о возвращении потомкам жертв Холокоста полотен Макса Либерманна «Всадники на берегу», Матисса — «Сидящая женщина» (фото ниже), и работы Карла Шпицвега, изображающей пианиста. Список должен был продолжаться, дела форсировали еще и из-за завещания коллекционера, Гурлитта-сына.
Как мы уже писали, «коллекционер-затворник» Корнелиус Гурлитт в 2014 году перед смертью завещал собрание Музею изобразительных искусств Берна. Однако противоречивое происхождение богатейшей коллекции работ, считавшихся утраченными со времен Второй Мировой и случайно обнаруженных у Гурлитта, не позволяли ставить окончательную точку в этом деле.
Музей решил принять собрание, где имеются и Доре, и Дега, и Пикассо, и Оттто Дикс, и Шагал, однако кузина Гурлитта Ута Вернер затеяла заочную психиатрическую экспертизу, которая якобы вынесла вердикт о слабоумии Гурлитта и о его неспособности принимать объективные решения и распоряжаться имуществом.
Наконец, в декабре 2015 года после исследования последних писем и документов ныне покойного затворника-коллекционера, был обнародован судебный отчет, где Гурлитт был признан «нормальным» на момент составления завещания. Дар Гурлитта — 1280 картин, рисунков и эскизов, — все же отправится в Берн.
Возможно, точная цифра будет даже большей: один из самых неожиданных поворотов в этом деле — то, что лишь самая малая часть работ подлежит возвращению наследникам погибших коллекционеров: их имущество конфисковывали, а владельцев нередко уничтожали, отправляя в концлагеря. Ожидалось, что немало внуков и правнуков собирателей шедевров искусства (большей частью т.н. «дегенеративного искусства», неугодного нацистам), восстановит свои права на работы известнейших художников. Действительно, в СМИ стали появляться фото арт-детектива Кристофера Маринелло (выше — работа Матисса): по итогам проведенных расследований несколько работ вернули наследникам бывших владельцев.
Работа Отто Дикса
Но если говорить об общем итоге расследований дел о картинах, конфискованных нацистами — на них ушло 2 года и €1.7 миллиона, — итог оказался шокирующим. Всего 5 работ из почти полуторатысячной коллекции Гурлитта действительно были «незаконно изъяты» — конфискованы или куплены по символическим ценам.
На групповом портрете кисти Отто Дикса - банкир из Дрездена Фриц Гласер (Fritz Glaser) и его семья: Гласер был один из немногих евреев, избежавших Холокоста, и его наследники считали картину утраченной до того, как была обнаружена коллекция Гурлитта.
Финальный отчет обещают опубликовать в январе, а пока что арт-общественность вспоминает еще и об обещанной выставке: ее анонсировала та же г-жа министр культуры Германии Моника Грюттерс (Monika Gruetters), назвав и предварительную дату — конец 2016-го года. Тем временем Роналд Лаудер (Ronald Lauder, президент организации «Мировой Еврейский Конгресс» — World Jewish Congress, владелец Neue Galerie, купивший «Золотую Адель» Климта), — «выражает разочарование» нынешним ходом дела.
Но если хотя бы часть споров разрешится, нас ждет одна из самых громких выставок последних десятилетий.
Титульная иллюстрация — одна из «Одалисок» Матисса из т.н. «коллекции Гурлитта»