Регистрация

Валлотон, Сезанн, Боннар - вива, "Вилла Флора"! Знаменитая коллекция супругов Ханлозер - впервые во Франции

Мне нравится4       0  
«Villa Flora не похожа на коллекцию, это скорее большой дом-ателье, место, где великие художники эпохи — Сезанн, Ренуар, Боннар, Вюйар, Валлотон и другие — раскладывали свои холсты и мольберты», — так описал в 1945 году арт-критик Манюэль Гассер особняк Хеди и Артура Ханлозер. Неудивительно, что недавнюю выставку этого собрания в Германии посетили 100 тысяч человек! Теперь коллекция швейцарских врачей — впервые во Франции, в прекрасном парижском Музее Мармоттан-Моне.
Собрание известное, картины — культовые. Простенький ролик с транспортировкой полотна - и то выглядит значительно!
Для Хеди Ван Гог был «посредником между чувственными мирами Севера и Юга». В 1912 году супруги приобрели несколько ранних работ художника, но «Сеятель», созданный в 1888 году, приобрел в 1920 году Ханс Ханлозер — сын четы коллекционеров, — на аукционе в Амстердаме. Картина поступила в собрание Эмиля, брата Ханса: богатый бизнесмен вел дела в Египте, и также собирал коллекцию. После его смерти в 1940 году несколько работ оказались в собрании родителей, Артура и Хеди.

Цветник искусства – Villa Flora

Супруги Хеди и Артур Ханлозер переезжат в симпатичній особняк в Винтертуре, недалеко от Цюриха, сразу после свадьбы. Здесь, в Villa Flora, Артур открывает офтальмологический кабинет, а Хеди помогает мужу, воспитывает детей, еще и «поделками» увлекается. Интерьерные «штучки», игрушки, шитье… Неудивительно, что в 1905 году, познакомившись с швейцарскими художниками, — такими, как Джованни Джакометти, Фердинанд Ходлер, — именно Хейди проникается видением прекрасного настолько, что с ее подачи супруги становятся увлеченными коллекционерами.
«Мы впервые переживали ощущение, которое впоследствии повторится сотни раз: непреодолимое влечение посмотреть на мир глазами художника», — пишет Хеди о своем посещении ателье Ходлера в Женеве.



Сначала друзья художников и поклонники искусства покупают картины швейцарцев, а в 1908 году посещают Париж, где творит художник из Лозанны Феликс Валлотон.
После посещения его мастерской коллекции пополнилась картинами и скульптурами, а сам Валлотон вскоре едет в Винтертур — писать портреты членов семейства.


Среди «жемчужин» коллекции — знаковая работа Валлотона (Felix Vallotton, La Blanche et la Noire, 1913). Арт-критики вспоминают и «Данаю» Тициана, и «Олимпию» Мане, причисляя работу художника к этому ряду «иконографии». Она была куплена супругами в парижской Galerie Druet в 1914 году, и красовалась в библиотеке виллы Флора.
Общаясь с Валлотоном, Хейди и Артур знакомятся и с другими творцами — Пьером Боннаром, Эдуардом Вюйаром… Конечно, покупают картины — как у знаменитого ныне арт-дилера Амбруаза Воллара, так и у самих мастеров. Джакометти рекомендует им Сезанна, и каждый визит в Париж состоятельных и доброжелательных швейцарцев знаменуется новыми покупками картин для коллекции. Работы Огюста Ренуара, Винсента ван Гога, с 1909 года — еще и Анри Матисса, Альбера Марке, Анри Мангена.
«Хеди, Поль, Огюст, Артур, Ида и Эмиль Харлозер — декабрь 1910-го». Фото из архива Villa Flora
Со многими картинами собрания связаны истории: Хеди в свое время поведала одну из них, о картине «Пристань» Боннара. Ханлозеры, лишь увидев набросок в 1928 году, пожелали купить работу, Но досталась она им только в 1935 году: Пьер все время говорил, что картина не закончена, и лишь спустя годы ему удалось воплотить замысел: «Я наконец-то нашел то, чего не хватало для равновесия, — более насыщенный оттенок желтого», — написал художник в письме, давая согласие на приобретение работы.
Еще одна история: Пьер Боннар вообще-то портретов «на заказ» не писал. Однако семейство друзей-покровителей не осталось без «реверанса»: Артур, Хеди и их дочь Лиза запечатлены на картине «Прогулка на море» («Парусная экскурсия»). И дело не только в чувстве благодарности. Решающую роль в создании картины сыграл… серо-голубой свитер Хеди. Очень гармонично!
Анри Манген — «Флора», 1912 г.
Супруги Ханлозер — не только меценаты и покровители, но и добрые друзья, которые приходят на помощь: у них в Винтертуре находит убежище Мангер с семьей во время Первой мировой войны. Здесь он рисует пейзаж «La Flora», «Дети Лиза и Ханс Ханлозер», «Чай на Villa Flora» — видим Хеди и Жанну, жену художника.
Анри Манген. Флора
Флора
1912, 116×89 см
Жизнь и собрание коллекционеров настолько значительны, что вехи биографий членов семейства известны вплоть до мелочей… и — вплоть до периода увлечения творчеством того или иного художника. Одилон Редон, известный как своей мрачной мистикой подсознания, так и резким переходом от пугающего «монохрома» к ярким краскам, появляется «на сцене» с 1913 года. Супруги покупают серии его работ — красочных! В 1913 году они встречаются с Редоном в его студии, а вскоре после смерти художника в 1919 году устраивают ретроспективную выставку его работ у себя в городке.
Кураторы выставки отмечают роль супругов в искусстве: в 1916 году они предоставляют картины Музею изобразительных искусств Винтертура для масштабной выставки французской живописи… Артура не стало в 1936 году, но Хейди продолжает арт-деятельность: так, ее монографию «Валлотон и его друзья» называют «эталонным произведением по истории искусства». А иллюстрации — собрание картин!
В 1995 году, благодаря фонду Hahnloser-Jaeggli Stiftung, основанному потомками четы, Villa Flora становится музеем. Отметим, что в Германии в этом, 2015-м году, прошла выставка с более чем 200 работами из коллекции супругов Ханлозер — именно ее посетили более 100 тысяч человек. Но и нынешний вернисаж в Париже — более чем представительный. На виду — почти 80 картин, включая наиболее знаменитые, и до середины февраля они доступны публике.
Картины из собрания супругов Ханлозер впервые гостят во Франции.
Еще один акцент выставки — место ее проведения. Музей Мармоттан-Моне (фр. Musée Marmottan Monet) - музей изобразительных искусств, — бывший особняк коллекционеров, оставивших здание и собрание общественности. Он славится работами Клода Моне, Берты Моризо, Эдгара Дега, Эдуара Мане, Альфреда Сислея, Камиля Писсарро, Поля Гогена, Поля Синьяка и Пьера Огюста Ренуара. Что интересно, в 1966 году второй сын Клода Моне — Мишель Моне, — подарил музею коллекцию работ своего отца, и это крупнейшая в мире коллекция картин Моне.
Главная иллюстрация: Анри Мангeн, «Сиеста (La Sieste ou Le Rocking-chair, Jeanne, 1905, 89×117 см). По материаламм пресс-релиза выставки. Фотоматериалы и иллюстрации — musement.com, dandylan.canalblog.com, artdaily.com, hallart.ru
КомментироватьКомментарии
HELP