войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

"Прорыв": театральные художники - "крестные отцы" русского авангарда?

Московский Театральный музей им А.А. Бахрушина и Санкт-Петербургский Государственный музей театрального и музыкального искусства представляют поистине грандиозную выставку «Прорыв. Русское театрально-декорационное искусство. 1870−1930». Устроенная «под занавес» празднования 150-летия со дня рождения основателя Театрального музея, мецената и культуролога Алексея Бахрушина, она представляет более 600 картин, эскизов, афиш и макетов декораций, дополненных современными интерактивными средствами мультимедиа.
"Прорыв": театральные художники -  "крестные отцы" русского авангарда?
На выставке. Источник иллюстраций следующего блока здесь.
На выставке. Источник иллюстраций следующего блока здесь.
"Прорыв": театральные художники -  "крестные отцы" русского авангарда?
"Прорыв": театральные художники -  "крестные отцы" русского авангарда?
"Прорыв": театральные художники -  "крестные отцы" русского авангарда?
"Прорыв": театральные художники -  "крестные отцы" русского авангарда?
Матвей Шишков. Эскиз декорации Кремлевской палаты к пьесе «Смерть Иоанна Грозного» А.К. Толстого. Ис
Матвей Шишков. Эскиз декорации Кремлевской палаты к пьесе «Смерть Иоанна Грозного» А.К. Толстого. Источник иллюстрации здесь.
"Прорыв": театральные художники -  "крестные отцы" русского авангарда?
"Прорыв": театральные художники -  "крестные отцы" русского авангарда?
"Прорыв": театральные художники -  "крестные отцы" русского авангарда?
"Прорыв": театральные художники -  "крестные отцы" русского авангарда?
Впервые экспозиция была представлена год назад в лондонском музее Виктории и Альберта в рамках года культуры России в Великобритании. Она называлась «Русский авангардный театр: война, революция и дизайн. 1913−1933» и была куда скромнее. Несмотря на то, что ютилась она на задворках музея, выставку тогда посетило более ста тысяч человек. Устроителям пришлось продолжить ее работу на месяц — такой она имела успех у публики. Именно тогда возникла идея расширить экспозицию и показать ее в Москве.

Экспозиция состоит из двух частей, максимально полно и глубоко представляющих генезис и революционность русского авангарда в театральном и декорационном искусстве. Первая часть — экспонаты из богатой коллекции самого Музея Бахрушина. Вторая же часть представленных на выставке работ принадлежит потомку Рюриковичей в 33-м поколении, князю Никите Лобанову-Ростовскому. Коллекция князя, которую они с супругой Ниной собирали более шестидесяти лет, насчитывает свыше тысячи предметов искусства. Постоянно проживая в Лондоне, в 2008-м году князь Никита Лобанов-Ростовцев из патриотических побуждений передал свое собрание на хранение в Санкт-Петербургский Государственный музей театрального и музыкального искусства.

Сергей Эйзенштейн. Эскиз декорации к спектаклю «Макбет» 
Центрального Детского театра, Москва, 1921−
Сергей Эйзенштейн. Эскиз декорации к спектаклю «Макбет»
Центрального Детского театра, Москва, 1921−22 гг
Как заявил князь Лобанов-Ростовцев, «наше собрание — не набор картин, купил и создал. Наше собрание имеет определенный смысл. У нас все русские художники, их было 22 из 40, которые работали на Дягилева. У нас вся история русского собрания, у нас „музей в музее“, как говорила директор театрального музея Петербурга».

Видео: князь Никита Лобанов-Ростовцев о выставке «Прорыв. Русское театрально-декорационное искусство. 1870−1930»
Мнение о том, что русский авангард
Термином «авангард» сегодняшние специалисты по искусствоведению называют общий тренд новых течений, возникших в мировом искусстве на рубеже XIX и ХХ веков. От понятия «модернизм» его отделяет весьма тонкая грань. Читать дальше
Малевич, «изобретая» супрематизм, в мастерскую никого не пускал. Единственным исключением была художница-авангардистка Александра Экстер. Некогда жительница Киева, переехав во Францию, она преподавала в школе Фернана Леже, создавала «модельную» одежду, и после долгого забвения ее картины сегодня ценятся «на миллион». Наш небольшой экскурс – по киевским маршрутам «амазонки русского авангарда». Читать дальше
завоевал Запад благодаря театру, можно оспаривать. Но то, что западная Европа узнала о русском модернистском искусстве из Русских сезонов в Париже — очевидно. Парижане смотрели великолепный русский балет, но не меньший восторг вызывало оформление спектаклей — а это были работы Врубеля, Коровина, Бенуа, Рериха… До этого мало кто задумывался об объединении театра с искусством авангарда, и то, что было показано — произвело настоящий фурор.
Александр Хвостенко-Хвостов. Эскиз декорации к спектаклю «Мистерия-Буфф».
Героический театр, Харьков
Александр Хвостенко-Хвостов. Эскиз декорации к спектаклю «Мистерия-Буфф».

Героический театр, Харьков, 1921 г.
Впрочем, устроители выставки пробуют рассказать зрителям о том, что «Прорыв» в театральном искусстве назрел несколько раньше. «Именно театрально-декорационные традиции русского дореволюционного театра и стали тем фундаментом, той платформой, на которой возникли все эти новые течения, без этой платформы их просто бы и не возникло», — отметил на открытии выставки генеральный директор ГЦТМ им. Бахрушина Дмитрий Родионов. И надо отметить, что представленные экспонаты подтверждают слова директора.

Фрагмент выставочной экспозиции. 
Фото — Соцсеть FB





Фрагмент выставочной экспозиции.
Фото — Соцсеть FB

Организаторы экспозиции весьма оригинально представили хронологию развития русского театрально-декорационного искусства. Выставка разделена во временным периодам, и каждый зал имеет свой цвет стен — «цвет времени». В первом зале цвета «маренго» представлены работы Серова, Врубеля, Головина, декорации Карла Вальца. Это конец XIX — начало XX века. Затем наступает время символизма — мы попадаем в синий зал с работами Судейкина, Сапунова, Кузнецова. Авангард
Термином «авангард» сегодняшние специалисты по искусствоведению называют общий тренд новых течений, возникших в мировом искусстве на рубеже XIX и ХХ веков. От понятия «модернизм» его отделяет весьма тонкая грань. Читать дальше
Малевич, «изобретая» супрематизм, в мастерскую никого не пускал. Единственным исключением была художница-авангардистка Александра Экстер. Некогда жительница Киева, переехав во Францию, она преподавала в школе Фернана Леже, создавала «модельную» одежду, и после долгого забвения ее картины сегодня ценятся «на миллион». Наш небольшой экскурс – по киевским маршрутам «амазонки русского авангарда». Читать дальше
, вдохновленный Малевичем, его декорациями и костюмами к «Победе над солнцем» приводит нас в желтый зал — предтечу революционного театра. Финальный экспозиционный зал выкрашен красным — новый театр Родченко с костюмами к спектаклю «Мы» Замятина и декорациями Вялова к «Стеньке Разину».

Любовь Попова. Модель декорации к спектаклю «Великодушный рогоносец». Театр Мейерхольда, Москва, 192
Любовь Попова. Модель декорации к спектаклю «Великодушный рогоносец». Театр Мейерхольда, Москва, 1922 г. (Реконструкция 1967 года)
Помимо знаменитых художников, на выставке «Прорыв» можно найти много совершенно неожиданных работ — например, афиши для цирков и кабаре, очень органично передающих особенности каждого временного периода.

Выставка в Театральном музее им. Бахрушина действительно уникальна, она продлится до 15 февраля 2016 года. Надеемся, что московская публика окажется не менее признательной, чем лондонская.

Тем временем, Санкт-Петербургский Государтвенный музей театрального и музыкального искусства в рамках Международного фестиваля искусств «Дягилев. P. S.» приглашает в Шереметевский дворец на интереснейшую выставку «Серебро и золото Пиковой дамы». Она посвящена княгине Наталье Петровне Голицыной, урожденной графине Чернышевой, которая послужила прототипом графини Анны Федотовны в повести А.С. Пушкина «Пиковая дама».
Давид Людерс «Семья Чернышевых», 1750.
Давид Людерс «Семья Чернышевых», 1750.
Рекомендуемые работы
Юрий Николаевич Савельев. Зимнее утро (по мотивам Шишкина И.И.)
Зимнее утро (по мотивам Шишкина И.И.)
2024, 50×40 см
$44
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Зимняя Сибирка. Челябинская область, Урал
  • Реклама
Зимняя Сибирка. Челябинская область, Урал
2024, 24×30 см
$195
Копия
€70
Цифровая копия
Копии
€70
Цифровая копия
Сергей Борисович Кривоногов. Рим. Мост Святого Ангела. Сентябрь
  • Реклама
Рим. Мост Святого Ангела. Сентябрь
70×90 см
$1 417
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Сергей Борисович Кривоногов. Рим. Собор Святого Петра
  • Реклама
Рим. Собор Святого Петра
2019, 24×30 см
$313
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
Наталия Припутникова. Лазурный берег
  • Реклама
Лазурный берег
60×80 см
$274
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Холмы Тарквинии. Италия
  • Реклама
Холмы Тарквинии. Италия
2023, 40×50 см
$440
Копия
€80
Цифровая копия
Копии
€80
Цифровая копия
Лариса Васильевна Копылова. Розы в саду
  • Реклама
Розы в саду
2015, 80×60 см
$489
Оригинал
Сергей Борисович Кривоногов. Санкт-Петербург. Казанский собор
  • Реклама
Санкт-Петербург. Казанский собор
30×21 см
$635
Копия
€100
Цифровая копия
Копии
€100
Цифровая копия
О необыкновенной жизни княгини Голицыной и о жизни Пиковой дамы на сцене повествует около полутора сотен произведений живописи, графики, прикладного искусства и памятников нумизматики из фондов Эрмитажа и Музея театрального и музыкального искусства. Выставка работает до 14 февраля.
Главная иллюстрация новости: Владимир Татлин, Эскиз костюмов стрельцов, Опера «Жизнь за Царя» 1913 год.