Посетить эту экспозицию — всё равно, что попасть на совместный концерт трёх великих теноров современности. Долгожданная выставка «Испанские мастера из Эрмитажа» открылась в филиале питерского музея в Амстердаме: более ста превосходных картин, богатое собрание графических работ и шедевров прикладного искусства, созданных Эль Греко, Хосе де Риберой, Франсиско де Сурбараном, Диего Веласкесом, Бартоломе Эстебаном Мурильо и Франсиско де Гойей, а также их последователями.
Принцесса Беатрикс (в центре), директор Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге Михаил Пиотровский (слева) и директор Эрмитажа в Амстердаме Кателяйне Броерс на открытии выставки. AFP Photo / Sander Koning
Никогда прежде Нидерланды не принимали столь всесторонний обзор испанского искусства, включающий работы, равные которым едва ли есть в голландских музейных коллекциях.
Непорочное зачатие (Уолпола)
1680, 195×145 см
Центральными экспонатами выставки являются такие шедевры, как «Апостолы Пётр и Павел» (1587 — 1592) Эль Греко, «Портрет графа-герцога Оливареса» (ок. 1638) Веласкеса, «Непорочное зачатие» (ок. 1680) Мурильо и «Портрет актрисы Антонии Сарате» (1810 — 1811) Гойи. Они дополнены картинами учеников этих мастеров и работами более поздних живописцев — вплоть до Пикассо. Вместе они рассказывают историю становления и славы испанского искусства Золотого века, которое продолжает оказывать влияние на художников в наше время.
Зрители в главном зале филиала Эрмитажа в Амстердаме на выставке «Испанские мастера из Эрмитажа», посвящённой Золотому веку испанской живописи. AFP Photo / Robin Van Lonkhuijsen
Портрет актрисы Антонии Сарате
1811, 71×58 см
Золотой век испанской живописи начался в конце XVI столетия и продолжался в течение следующего, совпав с расцветом голландского изобразительного искусства. В то время как Нидерланды бунтовали против господства Мадрида, Испания развивала собственный художественный стиль. Филипп II, абсолютный монарх в обществе, где доминировала католическая церковь, в 1563 году приказал построить Эскориал. Огромный дворец и монастырский близ столицы украшали лучшие испанские и итальянские мастера.
Эль Греко, «Апостолы Пётр и Павел» (1587 — 1592)
Несметные богатства Испании, накопленные в период колониальной «золотой лихорадки», позволяли королю, церкви и частным лицам делать щедрые заказы художникам. Испанское искусство процветало.
Работы великих испанских живописцев отличаются изысканным сочетанием духовности и театральности. Под влиянием итальянцев такие мастера как Эль Греко, Рибера и Сурбаран разработали особый стиль, отмеченный ярким контрастом света и тени. Их произведения прописаны темпераментом и гордостью Пиренейского полуострова. Мурильо и Веласкес внесли новый вклад в этот стиль и достигли новых высот.
Слева: Диего Веласкес, «Портрет графа-герцога Оливареса» (ок. 1638)
Гойя также прославился своим графическим циклом и рядом драматических гравюр, которые представлены на выставке. В частности, это работы из серии «Бедствия войны», изображающие ужасы наполеоновской оккупации Испании. Художники ХIХ и ХХ веков продолжил эту традицию, сочетая в своих работах залитые солнцем испанские пейзажи и тёмные стороны истории.
Захватывающая история испанского искусства будет представлена в Эрмитаже Амстердама до 29 мая 2016 года.
По материалам официального сайта музея Эрмитаж в Амстердаме и artdaily.com
Главная иллюстрация — работа Хосе Кордеро Вильєгаса (Jose Villegas Cordero (1844−1921), Het afscheid van de torero, 1880)
Главная иллюстрация — работа Хосе Кордеро Вильєгаса (Jose Villegas Cordero (1844−1921), Het afscheid van de torero, 1880)