Масштабная экспозиция в музее Прадо — всегда событие экстраординарное. В этот раз высокой части удостоился Жан Огюст Доменик Энгр. Искусствоведы говорят о влиянии, которое оказал этот наследник Рафаэля и Пуссена на европейские художественные школы XIX века, упоминая даже Пикассо… Ну, а мы вспоминаем красноречивый отрывок из бессмертного романа «Театр» Сомерсета Моэма и разглядываем пленительные картины!
Музей Прадо в Мадриде 27 ноября представил первую в Испании крупную ретроспективу работ Энгра.
Большая одалиска
1814, 91×162 см
«Чарлз выключил все лампы, кроме одной, затененной абажуром, и когда он снова сел, Джулия прильнула к нему. Он обнял её за талию, она положила ему голову на плечо.
— Божественно, — прошептала она.
— Я страшно тосковал по вас всё это время.
— Успели набедокурить?
— Да. Купил рисунок Энгра и заплатил за него кучу денег. Обязательно покажу его вам, прежде чем вы уйдете.
— Не забудьте. Где вы его повесили?
С первой минуты, как они вошли в дом, Джулия задавала себе вопрос: где должно произойти обольщение — в кабинете или наверху.
— У себя в спальне, — ответил Чарлз»
— Божественно, — прошептала она.
— Я страшно тосковал по вас всё это время.
— Успели набедокурить?
— Да. Купил рисунок Энгра и заплатил за него кучу денег. Обязательно покажу его вам, прежде чем вы уйдете.
— Не забудьте. Где вы его повесили?
С первой минуты, как они вошли в дом, Джулия задавала себе вопрос: где должно произойти обольщение — в кабинете или наверху.
— У себя в спальне, — ответил Чарлз»
Сомерсет Моэм. «Театр» (1937. Пер. — Г. Островская)
Что ж, перспектива увидеть около 70 оригинальных работ художника — не менее соблазнительная!
Портрет графини д'Оссонвиль
1845, 131×92 см
Выставка, организованная совместно с Лувром, предлагает точную хронологическую презентацию творчества мастера. Посетителей встретит копия его автопортрета 1804-го года, которую сделал Гюстав Эке в 1850 году. А последняя картина в экспозиции — это автопортрет, который художник написал в возрасте 79 лет. Работу предоставила галерея Уффици во Флоренции.
Рисунки и наброски Энра (в том числе к знаменитой «Большой одалиске») также можно увидеть на выставке в Мадриде. Интересно, чтобы купил сэр Чарльз?
Выше: Жан Огюст Доминик Энгр, «Автопортрет» (1804)
Особый акцент кураторы сделали на сложных отношениях Энгра с портретной живописью (они характеризуются одновременным неприятием и восхищением). Сам художник желал получить признание в качестве представителя историзма. Что ж, многочисленные портреты, написанные Энгром, являются, как принято говорить, «зеркалом буржуазного общества своего времени». К примеру, Энгр с поразительным мастерством передавал текстуру одежды и тканей, которые являлись показателем социального уровня «модели».
Портрет Наполеона I
1806, 259×162 см
Однако художника, как абсолютного мастера неоакадемизма, привлекала и вдохновляла эстетика древнегреческого искусства, Средневековья и Кватроченто.
Сон Оссиана
1813, 348×275 см
Энгр считал, что живопись достигла пика при Рафаэле, а далее её развитие пошло в неверном направлении, и задача самого Энгра заключается в том, чтобы вернуться к эпохе Возрождения и продолжить «верный» путь, начиная с того уровня.
Рафаэль и Форнарина
1814, 66×55 см
При этом он ввёл в обиход анатомические искажения, что видно, например, на «Большой одалиске», у которой удлинена спина. Этот приём позже подхватили художники-авангардисты конца XIX — начала XX веков. Влияние Энгра также заметно на ранних картинах Пабло Пикассо.
Турецкие бани
1862, 110×110 см
Последняя крупная выставка, посвящённая Жану Огюсту Доменику Энгру, была организована в Музее романтической жизни в Париже в 2008 году. Нынешняя ретроспектива в музее Прадо продлится до 27 марта 2016 года.
По материалам официального сайта музея Прадо и The Art Newspaper. Главная иллюстрация: фрагмент картины Жана Огюста Доминика Энгра «Турецкая баня» (1862), Лувр