23 октября в московской Галерее Вересов открылась выставка графических работ столь любимого публикой русско-американского художника Николая Фешина. В экспозиции представлена максимально возможная коллекция из музейных и частных российских собраний. Показаны все периоды его творчества, представлены разные жанры: эскизы декораций, портреты-штудии, плакаты в стиле модерн
и живописные миниатюры. Некоторые произведения зрители видят впервые.
В масштабном проекте приняли участие восемь российских музеев. Музей изобразительных искусств Татарстана, владеющий наиболее значительной коллекцией произведений Н. Фешина в мире, представил 66 графических работ и 18 миниатюр. Дополнили экспозицию Театральный музей им. А.А.Бахрушина, Государственный Русский музей, Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств, а также музеи Самары, Чебоксар, Козьмодемьянска и Уфы.
Женский портрет
XX век
«Лично я всегда старался выразить сюжет технически, строя свою работу на основе технического выполнения, как музыкант-виртуоз, а не как музыкант-композитор," - Николай Фешин
С художником не поспоришь — взгляните на артистично выполненный портрет
молодой дамы! Какое мастерство и техника, вкус и свобода в рисунке — отличительные черты не только его живописных, но и графических работ.
Натурщица
1910-е
, 47.8×34 см
На презентации выставки куратор Галина Тулузакова отмечает особенности графического творчества художника:
«Фешин-график — явление не менее значимое, чем Фешин-живописец. Исключительное мастерство его угольных штудий обнаженной натуры и портретов выдерживает сопоставление со старыми мастерами, и несколько настоящих шедевров можно увидеть на выставке.
Кроме станковых законченных произведений не меньший интерес вызывают подготовительные карандашные и угольные наброски, многочисленные гуашевые эскизы к жанровым композициям. Они обладают своей собственной эстетической ценностью, в них в полной мере проявляется творческое „я“ художника, его мощный темперамент и абсолютная техническая свобода».
«Фешин-график — явление не менее значимое, чем Фешин-живописец. Исключительное мастерство его угольных штудий обнаженной натуры и портретов выдерживает сопоставление со старыми мастерами, и несколько настоящих шедевров можно увидеть на выставке.
Кроме станковых законченных произведений не меньший интерес вызывают подготовительные карандашные и угольные наброски, многочисленные гуашевые эскизы к жанровым композициям. Они обладают своей собственной эстетической ценностью, в них в полной мере проявляется творческое „я“ художника, его мощный темперамент и абсолютная техническая свобода».
Н.Фешин «Обнаженная», 1917
«На выставке можно увидеть и редкие в творчестве художника работы акварелью, и эскизы театральных декораций. Часть произведений, выполненных темперой и даже маслом, дают возможность оценить, насколько неразделимы были живопись и рисунок в работах Фешина».
На рынке. Эскиз
1900-е
, 23.5×33.5 см
Расстрел
1906
О популярности работ Н. Фешина на современных мировых аукционах читайте в новости «Коллекция Беккерманов: выставки прошли? Продаем Фешина и Гончарову на Sotheby’s дороже!».
Казак с гусем
1915
«Особое место занимает живописная миниатюра, декорирующая деревянные коробочки, где виртуозная техника художника проявилась с особым блеском».
В поисках заработка эти деревянные шкатулочки с миниатюрами Фешин выполнил по заказу Музея кустарной промышленности в начале 1920-х годов. Всего было создано 32 миниатюры, они напоминают о том, что художник родился в семье резчика иконостасов и с девяти лет работал в мастерской отца.
Интересные факты жизни и творчества художника, о его уникальном доме, построенном своими руками в Таосе, читайте в нашем материале «Дом, который построил Фешин: русский американец и его работы, вернувшиеся в Таос».
В 1923 году семья художника эмигрировала в США, попрощавшись с «кирпично-заводским искусством», как называл Фешин новое советское искусство. В Америке он тотчас с воодушевлением принялся за работу. Он часто выбирал чернокожих моделей, а когда семья переехала в Таос — любил писать индейцев и мексиканцев, их языческие обряды очень напоминали художнику родные края — татарские обычаи.
Голова мальчика
1940-е
, 44×33.3 см
Художник прожил в Америке до 1955 года, его выставки с успехом проходили по всей стране. Он считается национальным художником и многие его работы хранятся в американских музеях и частных собраниях. Однако в последние годы жизни он писал:
«Я часто думаю о прожитом и прихожу к заключению, что люди не должны покидать своей страны. Весь духовный фундамент человека закладывается с самого детства и растет вместе с окружающим до самого конца. В чужой стране он существует только физически, находясь в постоянном одиночестве».
Выставка в Галерее Вересова в Москве продлится до 23 ноября 2015 года.
«Я часто думаю о прожитом и прихожу к заключению, что люди не должны покидать своей страны. Весь духовный фундамент человека закладывается с самого детства и растет вместе с окружающим до самого конца. В чужой стране он существует только физически, находясь в постоянном одиночестве».
Выставка в Галерее Вересова в Москве продлится до 23 ноября 2015 года.
По материалам презентации выставки официального сайта Галереи Вересова