войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Авантюризм с французским шармом: крупнейшая выставка Виже-Лебрен в Париже

Первая крупная ретроспектива творчества знаменитой портретистки XVIII века Элизабет Виже-Лебрен проходит в парижском Гранд Пале. Официальной художнице Марии-Антуанетты отдают воистину королевские почести — на выставке собраны более 150 работ, включая знаменитые автопортреты, редкие картины из частных собраний, уникальный автопортрет
Автопортреты писали не только художники-портретисты. Познание мира через исследование собственного образа широко распространено среди мастеров кисти всех времен. Читать дальше
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
с супругом и недавно «открытые» работы.
Авантюризм с французским шармом: крупнейшая выставка Виже-Лебрен в Париже
«Я по-настоящему счастлива только тогда, когда рисую». Элизабет Виже-Лебрен
Смотрим изысканный клип с рекламой выставки: о, эти французы умеют создавать изящные вещи! А теперь выставке рассказывает ее главный куратор Жозеф Байо (Joseph Baillio), который 40 лет изучает творчество Виже-Лебрен:

— Элизабет Луиз Виже-Лебрен была очень знаменита в свое время, и сегодня ее имя более известно, чем многих других женщин-художниц. Ее карьера действительно была блестящей — художницу принимали во всей Европе, где она писала портреты аристократов и членов монарших семей.
— Решительность и характер Элизабет позволили ей подняться выше своего ранга. Она писала много автопортретов, чтобы утвердить свой статус, и это очень современная идея.
— В XVIII веке женщинам вообще было очень сложно стать художницами. Только некоторые из них смогли учиться в Королевской Академии. Эта задача оказалась непростой и для Виже-Лебрен: официальный художник короля Жан-Батист Мари-Пьер был категорически против ее поступления, потому что она была замужем за арт-дилером. И только благодаря влиянию своего покровителя Жозефа Верне и, конечно, протекции королевы Марии-Антуанетты, она в 1873 году стала ученицей Академии в том же году, что и ее главная конкурентка — Аделаида Лабий-Гийар.
— Кроме того, художница была очаровательной и очень красивой женщиной, что делало ее задачу еще более сложной. Она постоянно становилась жертвой сплетен завистников.
— Эта выставка является очень полной. Здесь представлены все аспекты работы Виже-Лебрен, даже очень редкие ее пейзажи, выполненные пастелью.
— Я очень горжусь многими открытиями, которые мы смогли сделать.
— Некоторые картины Виже-Лебрен были случайно приписаны другим художникам. Это относится к «Портрету

— Некоторые картины Виже-Лебрен были случайно приписаны другим художникам. Это относится к «Портрету актера Пьера-Луи Дюбу», который долгое время мы считали написанным Карлом ван Лоо. Представляем и «Этюд молодой дамы» 1780, приобретенный Лувром как работа Фрагонара.


Виже-Лебрен «Портрет актера Пьера-Луи Дюбу», ок. 1776

Исключительный гость выставки — картина «Испанский концерт», которая хранится в частном собрании. Неожиданная для художницы сцена в духе Фрагонара была заказана Филиппом IV, герцогом Дю-Понт. Кто бы мог подумать, что галантную сцену разыгрывает сама супружеская пара? Кокетливая дама — это Элизабет, а роль кавалера исполнил ее муж.
Виже-Лебрен «Испанский праздник», 1777, частное собрание
Виже-Лебрен «Испанский праздник», 1777, частное собрание
Брак Элизабет можно назвать успешным, хотя сама художница не спешила замуж и не мечтала составить выгодную партию, так как сама хорошо зарабатывала. По настоянию своей матери она все-таки вышла замуж за Лебрена.

Союз художницы и коммерсанта оказался не романтическим, а, скорее, профессиональным. У пары были очень свободные отношения, они занимались общим делом — их бизнес процветал. Они открыли свою галерею в роскошной гостинице, где муж выставлял работы Элизабет. Художница разработала успешную модель портретов — она писала чуть более идеализированные образы, но результат был потрясающим!
Она работала все быстрее и быстрее и, наконец, достигла того, что могла написать портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
за один сеанс в два-три часа. Виже-Лебрен стала настоящей звездой — цены на ее портреты росли. Даже работы ее друга, известного художника Давида, стоили намного дешевле!
«В конце концов, ясный и идеализирующий моделей стиль Виже-Лебрен становится востребованным в Версале. Она получает приглашение писать супругу Людовика XVI. Портретов Марии-Антуанетты — поясных, в полный рост, в окружении детей и прочих, — Виже-Лебрен напишет не менее тридцати.

Последняя французская королева осталась в истории с фразой „У них нет хлеба? Пусть едят пирожные!“ Разумеется, творческая манера Виже-Лебрен (избыток патоки и маловато „хлеба“ — живой и реальной плоти) пришлась ей по вкусу. Мария-Антуанетта сделала Элизабет своей компаньонкой, они стали неразлучны, вместе предпринимали променады в дворцовом саду, развлекались и даже пели дуэты». Продолжение читайте в биографии художницы, подготовленной Артхивом.
— На выставке можно полюбоваться «Портретом Марии-Антуанетты с детьми», которую музей Версаля очень редко выставляет. Эта амбициозная работа должна была восстановить репутацию королевы после известного скандального дела с ожерельем.
Марию-Антуанетту обвиняли в покупке очень дорогого бриллиантового колье. На самом деле эта авантюра

Марию-Антуанетту обвиняли в покупке очень дорогого бриллиантового колье. На самом деле эта авантюра была устроена графиней Жанной де ла Мотт, любовницей кардинала де Рогана, которая сама хотела заполучить дорогое украшение. Она устроила встречу де Рогана с королевой (опальный кардинал мечтал вернуться ко двору) и Мария-Антуанетта дала ему поручение приобрести ожерелье. Только вот роль королевы исполняла очень похожая на королеву горничная графини! Когда обман был раскрыт, графиню посадили в тюрьму, но слухи о причастности королевы не утихали.

Виже-Лебрен «Дети Марии-Антуанетты»

Имидж галантной особы поддерживали не только автопортреты: опубликованные в 1835 году мемуары художницы были хорошо встречены публикой. В воспоминаниях Виже-Лебрен встречаемся с ее моделями и отмечаем забавные комментарии.
«Месье де Калонн (министр финансов) мне всегда казался мало соблазнительным, потому что он носил парик налоговика. Парик! Представьте, как с моей любовью к живописности я смогла смириться с париками! Я всегда чувствовала ужас перед ними до такой степени, что отказалась выйти замуж за богатого претендента, который носил парик».
Еще один сюрприз для зрителей — картина из частной коллекции, которую к тому же долгое время приписывали другому художнику — портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
актрисы Дюгазон.
В 1780-е годы в Париже была очень популярна опера «Нина или Безумная от любви», главную роль в ней исполняла Дюгазон: «Она была величайшим талантом из всех, кто когда-либо выступал в Опере… Я думаю, я ходила на „Нину“ по меньшей мере 20 раз» признавалась Виже-Лебрен.
«Надо отметить, что Виже-Лебрен всегда пыталась избежать ограничений портретного жанра и разрабатывала новые эстетические критерии — делает заключение куратор Ж.Байо. — Она предложила большое разнообразие в позах и костюмах моделей. Художница подчеркивала женскую красоту, выполняя портреты спонтанные и одновременно интимные, отказавшись от ярлыка „парадный портрет“. Под ее кистью дамы кажутся более свободными и чувственными, особенно в деталях: они носят платья из легких тканей, у них красиво уложенные прически… достаточно посмотреть на портреты, чтобы (в этом) убедиться!»
  • Виже-Лебрен "Портрет Анны Ивановны Толстой", 1801
  • Виже-Лебрен "Портрет княгини Анны Александровны Голицыной", 1797
  • Виже-Лебрен "Портрет Мари-Луизы де Робьен", 1774
  • Виже-Лебрен "Портрет мадам Гранд",
Революция изменила беспечную жизнь художницы. В то время, как ее соперница Аделаида рисует нового ге

Революция изменила беспечную жизнь художницы. В то время, как ее соперница Аделаида рисует нового героя Робеспьера, Элизабет, не принимая новую власть, уезжает за границу на одиннадцать лет. Ее путешествие начинается в Италии и заканчивается в России, где она написала блестящую галерею портретов.

Виже-Лебрен «Портрет графини Екатерины Скавронской», 1796

Виже-Лебрен «Портрет Варвары Ивановны Нарышкиной», 1800
Виже-Лебрен «Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
Варвары Ивановны Нарышкиной», 1800
Когда Виже-Лебрен вернулась на Родину, то признавалась, что это уже не та Франция, которую она любила. Приезд омрачило печальное известие — ее дочь Жюли, которая неудачно вышла замуж, трагически скончалась — умерла в полной нищете.
Элизабет обожала дочь и очень часто ее рисовала. В детстве свою маленькую девочку она называла «Брюнеточкой» (фамилия мужа Лебрен означает «брюнет»).
Ну, а Франция… Виже-Лебрен не поддерживала Империю, и уже не играла той роли в обществе, какую имела

Ну, а Франция… Виже-Лебрен не поддерживала Империю, и уже не играла той роли в обществе, какую имела прежде. Хотя у нее были попытки сжиться с новыми временами: так, она написала портрет сестры Наполеона, которую считала невыносимой.

Элизабет скучала по своей прежней жизни. Поддавшись меланхолии, понимая, что становится все менее привлекательной, она больше не пишет автопортреты.


Виже-Лебрен «Портрет Каролины Мюрат, сестры Наполеона, с дочерью Летицией», 1807

Элизабет Виже-Лебрен навсегда останется художницей пленительного прошлого, о котором Талейран говорил: «тот, кто не жил до 1879 года, ничего не знает о сладостной жизни».
Рекомендуемые выставки и показы
В Национальной Галерее Большого Дворца в Париже выставка открыта до 11 января 2016 года. Затем она отправится в Музей Метрополитен в Нью-Йорк (8 февраля — 15 мая 2016) и Канадский музей искусств в Оттаве (10 июня — 12 сентября 2016).
В новости использованы материалы официального сайта музея, а также интервью с куратором выставки, опубликованные на сайтах thegazeofaparisienne.com, fr.blouinartinfo.com
Главная иллюстрация — Виже-Лебрен «Автопортрет
Автопортреты писали не только художники-портретисты. Познание мира через исследование собственного образа широко распространено среди мастеров кисти всех времен. Читать дальше
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
в соломенной шляпе», ок. 1883, Частное собрание, Нью-Йорк.