Регистрация

Роскошь и величие Медичи – флорентийский портрет XVI века на выставке в Париже

Мне нравится5       0  
На выставке в Музее Жакмар-Андре царят роскошь и великолепие — здесь открылась выставка, посвященная знаменитой флорентийской династии Медичи. Зрители увидят около 40 великолепных портретов семьи герцогов и их придворного окружения, выполненные ведущими мастерами XVI века — Аньоло Бронзино, Якопо Понтормо, Андреа дель Сарто, Франческо Сальвиати, Джорджио Вазари.

Флорентийская Республика и начало расцвета Золотого века портрета

Открывает выставку тяжелый и зловещий портрет доминиканского монаха Джираломо Савонаролы. По словам Карло Фальчяни «Этот портрет задает тон последующим портретам на целых двадцать лет» и передает «аскетизм стиля жизни города». Со смертью Лоренцо Медичи, прозванного Великолепным в 1492 году закончился блистательный период расцвета искусства и культуры, власть захватил Савонарола, а семья Медичи была изгнана из Флоренции. На шесть лет город погрузился в страстную религиозную медитацию и покаяние, слушая проповеди монаха.
Произведения искусства как «неподобающие», лишенные нравственных основ, предавались огню (многие картины Боттичелли тоже были брошены в костер). В 1498 году Савонаролу признали еретиком и сожгли на главной площади Флоренции. Его смерть стала мученической в глазах многих флорентинцев и вызвала его культ. Художник Фра Бартоломео был ревностным приверженцем Савонаролы. Он написал портрет своего героя в образе пророка, как видим из надписи. Вдохновленный античной римской традицией, художник изображает монаха в профиль, как в камеях и на древних медалях. Через год художник вступил в орден доминиканцев.
В 1512 году Медичи вернулись во Флоренцию. В этот период образы на картинах художников кажутся строгими: спокойные, погруженные в себя модели в простых нарядах с серьезным, сосредоточенным взглядом возвращали к моральным ценностям, связанным с античными республиканскими добродетелями.
Франческо Франчабиджо. Портрет мужчины


Фон портретов выбирали нейтральный или изображали пейзаж, как на картине Франчабиджо «Портрет мужчины». Причем иногда в нем заключался скрытый смысл: полуживое-полумертвое дерево, изображенное слева, символизирует окончание старого политического устройства и приверженность молодого человека идеям обновления Флорентийской республики.

Франчабиджо «Портрет мужчины», 1510

Андреа дель Сарто «Портрет женщины в желтом», 1530

Гуманизм, как интеллектуальное течение, в первые десятилетия 16 века был по-прежнему в моде в интеллектуальных кругах Флоренции. Дружба рассматривалась как необходимое условие для обсуждения основ нового правительства и считалась гарантом свободной и стабильной Республики. Дружба была возведена в статус добродетели. Картины Мирабелло Кавалари и Якопо Понтормо каждая на свой лад рассказывают о ценности этого качества. Первый художник — в аллегорической форме, а второй, продолжая живописные традиции Рафаэля, изобразил двойной портрет молодых флорентийских патрициев, они держат в руках листы из трактата Цицерона о дружбе.

М.Кавалори «Аллегорический портрет или Олицетворение Дружбы», после 1565

Реконкиста Медичи. Портреты героев-воинов

Отдельная часть экспозиции отведена так называемому «героическому» портрету династии Медичи. Здесь семья герцогов представлена воинами, которые с помощью политических интриг религиозных манипуляций и военных действий оставались при власти во Флоренции.


Медичи никогда не отступали перед применением силы для достижения своих целей!
На картине Вазари «Портрет герцога Алессандро де Медичи» художник запечатлел триумф Алессандро после продолжительной осады Флоренции и взятия города в 1530 году. Герцог изображен при полном вооружении, красная ткань, на которой он сидит, означает пролитую кровь флорентийцев, на дальнем плане виднеется завоеванная Флоренция.
Через семь лет его постигнет страшная расплата — он будет зверски убит, а к власти придет Козимо І Медичи.

Алессандро привлек художников для серии героических портретов, которые стали настоящим политическим агитационным инструментом. Позже эту традицию продолжил Козимо І и заказал целую серию портретов художнику Франческо Сальвиати в 1546—1548 годы. Он прославлял не только свой образ, но и своего отца — Джованни Медичи, известного кондотьера.

Сальвиати «Портрет Джованни Медичи», 1546−1548

Поделиться   Поделиться  Поделиться  

Двор Медичи. Великолепные портреты

В своем стремлении соответствовать современной моде портрет отражал достоинство, роскошь и величие Флорентийского двора. Особенно эта тенденция усилилась после прибытия во Флоренцию Элеоноры Толедской, которая прививала испанскую традицию. Если в официальных портретах применялись строгие определенные символы власти и подчеркивались знаки отличия, то придворные портреты отличались более легкой трактовкой и даже показывали вкусы и настроения моделей.


Читайте также новейшие сведения об исследовании и реставрации этого портрета: раскрыты тайны, жемчуг блещет! Подробнее — в нашей публикации «В Праге реставрируют картину Бронзино с таинственным кольцом на пальце Элеоноры Толедской»
Ведущим придворным живописцем Козимо І был Аньоло Бронзино. Он писал не только портреты семьи герцога, но и придворной аристократии, причем выполненные с большим изяществом, своей роскошью и элегантностью они не уступают портретам правителей. Они также прославляли княжеское величие двора Медичи в Европе и способствовали достижения статуса Великого Герцогства Тосканского в 1569 году.
Поэзия и музыка — страстные увлечения придворных дам и кавалеров, — не ускользнули от внимания художников. На картинах Бронзино, Сальвиати и Андреа дель Сарто возникает своеобразный диалог между живописью, поэзией и музыкой.
Аньоло Бронзино. Портрет мужчины, держащего статуэтку

Дамы изображаются с томиком Петрарки или Данте (великие поэты также были флорентийцами), мужчины — играющими на музыкальных инструментах или с атрибутами из других сфер искусств, как на портрете Бронзино. Причем музыка, как и литература, играла очень важную роль в культуре Флоренции. Самым любимым инструментом была лютня, во Флоренции она появилась благодаря отцу Галилея. Эти портреты аристократов демонстрировали интеллектуальные пристрастия двора Медичи.

Бронзино «Портрет мужчины, держащего статуэтку»

Поделиться   Поделиться  Поделиться  
Читайте также увлекательный и красочный экскурс «Сестры по струнам: арфа и лира как символы в искусстве»
Аньоло Бронзино. Портрет Лауры Баттиферри
Андреа дель Сарто. Портрет девушки с книгой стихов Петрарки
  • Бронзино "Портрет Лауры Баттиферри", 1555
  • Андреа дель Сарто "Портрет девушки со сборником стихов Петрарки", 1529
Представители династии Медичи стали монархами во Франции — Екатерина, дочь Лоренцо, вышла замуж за короля Генриха ІІ в 1533 году, а Мария, дочь Франческо І - за Генриха IV. Накануне свадьбы Марии ее портрет выполнил Бронзино.
Необычайно дорогим нарядом и драгоценностями он подчеркнул ее статус принцессы Тосканской — богатой представительницы рода Медичи и будущей королевы Франции.
Во второй половине XVI века художники начинают писать детей, и если раньше их изображали с родителями, то теперь малышей окружают их игрушки или домашние любимцы. Санти ди Тито и его сын Тиберий очень скоро сделали детский портрет своей «привилегией». На картине художника-отца изображена дочь Николо Гадди, посла герцога в Мантуе. Он был также увлеченным коллекционером искусства и экзотических животных: именно об этом напоминает художник, изображая античную скульптуру во дворе дома Гадди и домашних питомцев — попугая ара и тушканчика.
Выставка флорентийского портрета открыта в Музее Жакмар-Андре до 25 января 2016 года
В новости использованы материалы официального сайта мероприятия и artdaily. Главная иллюстрация — А. Бронзино «Портрет дамы в красном», 1540, Штеделевский художественный институт
Комментировать Комментарии
HELP