Царица инструментов
В 1929 году в Уре при вскрытии царских гробниц археологи обнаружили захоронение (26 век до н. э.), названное впоследствии «гробницей принцессы Пуаби». Храня тайны вечности, там покоились десятки женских скелетов в драгоценных венках, с золотыми, серебряными, медными арфами и лирами в руках.Однако древние не только с размахом устраивали похороны, но и праздновали: оркестры с непременным участием арфы объединяли до 500 человек.
Музыкальной гигантомании древних могут позавидовать сегодняшние организаторы фестов, и в древней Палестине арфамания, судя по всему, достигла апогея. Историк Иосиф Флавий (1 век до н.э.) упоминает о торжестве, в котором участвовало якобы 200 000 певиц, 200 000 трубачей, 40 000 арфистов и 40 000 исполнителей на систрах (ударный музыкальный инструмент или храмовая погремушка). Конечно, эти цифры фантастические, но, несомненно, среди израильтян игра на музыкальных инструментах, в том числе и на арфе, была широко распространена.
Лекарство от меланхолии
В Древнем Египте исполнение музыки было церемонией, священнодействием, а египетский иероглиф «арфа» обозначал так же «прекрасное», «божественное». Неудивительно, что «царица инструментов» попала на страницы Библии и упоминается как спутница юного пастуха Давида. Но наибольшую славу ему принесла история о том, как он услаждал слух страдающего меланхолией царя Саула. Поскольку Библия долго была единственным источником сюжетов для художников, то неудивительно, что изображение арфы в руках молодого мужчины закрепило в сознании европейцев устойчивую аналогию с царем Давидом. К тому же через символику десяти струн Давидовой арфы трактовался смысл десяти заповедей.Таким образом, нежно звучащая «красавица» перебралась из Месопотамии не только в Египет, страны Средиземноморья, но и на полотна западноевропейских мастеров.
Автор работы Эрнст Ю́сефсон (1851−1906) как-то сказал: «Я стану шведским Рембрандтом или умру».
Божественная или дьявольская?
Древние греки создали свой пантеон богов и, будучи поклонниками гармонии, каждой из муз (богам тоже досталось) выдали по инструменту (о чем мы писали в статье «Чарующие звуки музыки«). Нашу героиню арфу предписали Терпсихоре — музе песни и танца, а затем Аполлону. Так «царица инструментов» стала символом всего поэтического и прекрасного, воплотив в совершенстве своей внешней форме и дивных звуках мировую гармонию, соединив небо и землю, науку и искусство, тело и душу. Именно за это ее полюбили ангелы небесные.Терпсихора — муза танца, изображается обычно либо с арфой, но чаще с лирой, либо танцующей. Она открывает людям гармонию между внешним и внутренним, душой и телом.
Эсташ Ле Сюэр (Eustache Le Sueur) 1616 — 1655
Очевидно, это имел ввиду Иеронимус Босх, изображая на правой створке триптиха «Сад земных наслаждений» музыкальные инструменты как орудие наказания и, можно увидеть, как на струнах арфы распят человек. Так арфа превратилась в символ наказания.
Золотая муза Ирландии
Из жарких Палестин в края суровые перебралась наша героиня, и уже кельтской бог Дагда с удовольствием играет на арфе. Как гласят мифы, ее игрой можно было усыпить драконов! В Эдде (поэтическом сборнике древнеисландских песен о богах и героях скандинавской мифологии) говорится о том, что погибших погребали вместе с их арфами, дабы облегчить им путь в загробный мир, который представлялся кельтам не мрачным подземельем, вроде греческого Тартара или тем более христианского ада, а местом вечного лета, где, не прекращаясь, звучит музыка арф.Особо почетное место арфа заняла в Ирландии, где пользовалась поистине народной популярностью. Песни ирландских арфистов были и историческим архивом, и «боевым листком». Нередко именно барды были подстрекателями к активной борьбе, и в Англии был издан ряд суровых законов. Так, в 1367 году ирландским арфистам было запрещено появляться в английских владениях. При Оливере Кромвеле и вовсе действовал приказ, согласно которому каждый арфист должен был быть схвачен и повешен, а арфа — уничтожена. В Ирландии арфисты оставались носителями древней благородной аристократической традиции. К тому же запреты не помешали закрепить за арфой символику домашнего уюта. Как правило, дома большинство ирландских семей держали арфу или две, так же как сейчас многие имеют фортепиано. По сей день — золотая арфа государственный символ страны.
Знатная смолянка
«Так ты, подруга муз! лиешь мне твой восторг Под быстрою рукой играющей хариты, Звучи, о арфа!» — воспел Гавриил ДержавинПервая арфа в России появилась во времена Екатерины II. В 1765 году царица приобрела для воспитанниц Смольного института арфу, и инструмент сразу вошёл в моду в аристократической среде. В 1773 году императрица заказала художнику Дмитрию Левицкому серию портретов смолянок. И среди них для нас представляет интерес портрет Глафиры Алымовой — одной из лучших арфисток своего времени. Художник изобразил ее с любимым инструментом как Аллегорию Музыки. А арфа с тех пор стала символом аристократизма и благовоспитанности и непременной спутницей барышень… «На арфе играет лишь тот, кто свободен и знатен» — сказал поэт. В XIX веке считалось, что каждая благовоспитанная девица из «порядочного общества» должна уметь играть на арфе.
Душа в заветной лире…
Таким же мостом между горним и дольним мирами издревле была лира, древнейшие экземпляры которой были обнаружены там же, в Месопотамии рядом с арфой принцессы Пуаби, в ходе раскопок в Уре. Но лиру ждала иная судьба: она стала олицетворением могущества благодаря Аполлону и Орфею, которые завораживали своей игрой слушателей.Аполлон — бог света, высшей духовности и искусств, — сначала играл на кифаре, но позже брат Гермес подарил ему лиру. Аполлону так понравился новый музыкальный инструмент, что он с ним больше никогда не расставался. Когда на парнасские празднества собирались боги и божественная творческая молодежь (нимфы и музы, хариты и фавны), Аполлон развлекал их игрой на лире, и не было ему равных в этом искусстве. В орфических мистериях лира — символ человека. Ее корпус — тело, струны — душа, а музыкант — божественный Дух.
В Древней Греции инструмент был весьма популярен, и ее звуки сопровождали декламации, исполнение произведений эпической и лирической поэзии, породив термин «лирика». Так что с точки зрения символики лира стала одним из устойчивых и долговечных символов поэзии. Без разночтений. И с пленительной музыкой.