Флорентийская Республика и начало расцвета Золотого века портрета
Фон портретов выбирали нейтральный или изображали пейзаж, как на картине Франчабиджо «Портрет мужчины». Причем иногда в нем заключался скрытый смысл: полуживое-полумертвое дерево, изображенное слева, символизирует окончание старого политического устройства и приверженность молодого человека идеям обновления Флорентийской республики.
Франчабиджо «Портрет мужчины», 1510
Гуманизм, как интеллектуальное течение, в первые десятилетия 16 века был по-прежнему в моде в интеллектуальных кругах Флоренции. Дружба рассматривалась как необходимое условие для обсуждения основ нового правительства и считалась гарантом свободной и стабильной Республики. Дружба была возведена в статус добродетели. Картины Мирабелло Кавалари и Якопо Понтормо каждая на свой лад рассказывают о ценности этого качества. Первый художник — в аллегорической форме, а второй, продолжая живописные традиции Рафаэля, изобразил двойной портрет молодых флорентийских патрициев, они держат в руках листы из трактата Цицерона о дружбе.
М.Кавалори «Аллегорический портрет или Олицетворение Дружбы», после 1565
Реконкиста Медичи. Портреты героев-воинов
Алессандро привлек художников для серии героических портретов, которые стали настоящим политическим агитационным инструментом. Позже эту традицию продолжил Козимо І и заказал целую серию портретов художнику Франческо Сальвиати в 1546—1548 годы. Он прославлял не только свой образ, но и своего отца — Джованни Медичи, известного кондотьера.
Сальвиати «Портрет Джованни Медичи», 1546−1548
Двор Медичи. Великолепные портреты
Дамы изображаются с томиком Петрарки или Данте (великие поэты также были флорентийцами), мужчины — играющими на музыкальных инструментах или с атрибутами из других сфер искусств, как на портрете Бронзино. Причем музыка, как и литература, играла очень важную роль в культуре Флоренции. Самым любимым инструментом была лютня, во Флоренции она появилась благодаря отцу Галилея. Эти портреты аристократов демонстрировали интеллектуальные пристрастия двора Медичи.
Бронзино «Портрет мужчины, держащего статуэтку»