Мадрид не видел экспозиций картин Эдварда Мунка с 1984 года. Это упущение решил исправить Музей Тиссена-Борнемисы при активном содействии Музея Мунка в Осло. На выставке под названием «Эдвард Мунк. Архетипы» представлены несколько десятков произведений художника, которого сегодня называют одним из отцов современного искусства наряду с Сезанном, Ван Гогом и Гогеном.
Выставка фокусируется на малоизвестных аспектах творческой мощи Мунка и способности синтезировать навязчивые идеи современного человека.
Обнажённая на коленях
1919, 100.3×120.7 см
Достижению цели экспозиции способствуют последние публикации и новейшие выставки, которые смогли освободить имя Мунка от многих связанных с ним стереотипов. Теперь художник является не только универсальным символом тоски и отчуждения современного человека, но и ключевой фигурой в формировании современной художественной чувствительности.
Хотя Мунк никогда не дистанцировался от фигуративного искусства, он оторвался от видимого мира и исследовал скрытые духовные свойства реальности. Он хотел увековечить наиболее универсальные темы жизни, любви и смерти с помощью инновационного художественного языка, который развивался от символизма к экспрессионизму.
Выше: Эдвард Мунк, «Мать и дочь» (1897). Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна в Осло. Источник: museothyssen.org
В течение всей своей жизни Эдвард Мунк был тесно связан с современными ему литературно-художественными кругами. Своим творчеством он сделал вклад в развитие современности, происходившее во всех областях европейской культуры в конце XIX века. В одном ряду с норвежским живописцем стоят его соотечественник, драматург Генрик Ибсен, шведский писатель Август Стриндберг и немецкий философ Фридрих Ницше.
Меланхолия
1892, 64×96 см
Искусство Мунка проистекает из особого смешения художественных традиций, прогрессивных литературных течений и эзотерических спекуляций — не говоря уже о скандинавских мифах. На этой основе художник создаёт, как он сам заявлял, современные аллегории с чётким экспериментальным подходом «против господствующего современного стиля».
Используя архетипы — первозданные образы поведения человека, — Мунк установил множественные связи между внешними признаками физического мира и скрытым духовным измерением.
Выставка объединяет в общей сложности восемьдесят работ. Многие из них никогда ранее не демонстрировались в Испании. Половину предоставил Музей Мунка в Осло, остальные были присланы из других престижных институтов и частных коллекций, находящихся в Цюрихе, Базеле, Лондоне, в Нью-Йорке и в Вашингтоне.
Слева: Эдвард Мунк, «Созревание» (1894). Музей Мунка в Осло
Музей Тиссена-Борнемисы — единственное учреждение в Испании, которое владеет произведениями художника.
Экспозиция представляет широкую палитру эмоциональных архетипов (меланхолия, любовь, смерть и так далее) и различных условий, в которых они изображены (побережье, комната больного, бездна, лес, ночь, студия художника). В каждом из этих разделов ранние произведения объединены с более поздними версиями и графическими работами, что подчёркивает тематическую и экзистенциальную полноту творчества Мунка.
Больная девочка
1885, 120×118.5 см
Выставка продлится до 17 января 2016 года.
По материалам artdaily.com и официального сайта Музея Тиссена-Борнемисы