Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Мадрид не видел экспозиций картин Эдварда Мунка с 1984 года. Это упущение решил исправить Музей Тиссена-Борнемисы при активном содействии Музея Мунка в Осло. На выставке под названием«Эдвард Мунк. Архетипы» представлены несколько десятков произведений художника,которого сегодня называют одним из отцов современного искусства наряду с Сезанном, Ван Гогом и Гогеном.
Выставка фокусируется на малоизвестных аспектах творческой мощи Мунка и способности синтезировать навязчивые идеи современного человека.
Достижению цели экспозиции способствуют последние публикации и новейшие выставки,которые смогли освободить имя Мунка от многих связанных с ним стереотипов. Теперь художник является не только универсальным символом тоски и отчуждения современного человека,но и ключевой фигурой в формировании современной художественной чувствительности.
Хотя Мунк никогда не дистанцировался от фигуративного искусства,он оторвался от видимого мира и исследовал скрытые духовные свойства реальности. Он хотел увековечить наиболее универсальные темы жизни,любви и смерти с помощью инновационного художественного языка,который развивался от символизма к экспрессионизму.
Выше: Эдвард Мунк,«Мать и дочь»(1897). Национальный музей искусства,архитектуры и дизайна в Осло. Источник: museothyssen.org
В течение всей своей жизни Эдвард Мунк был тесно связан с современными ему литературно-художественными кругами. Своим творчеством он сделал вклад в развитие современности,происходившее во всех областях европейской культуры в конце XIX века. В одном ряду с норвежским живописцем стоят его соотечественник,драматург Генрик Ибсен,шведский писатель Август Стриндберг и немецкий философ Фридрих Ницше.
Искусство Мунка проистекает из особого смешения художественных традиций,прогрессивных литературных течений и эзотерических спекуляций — не говоря уже о скандинавских мифах. На этой основе художник создаёт,как он сам заявлял,современные аллегории с чётким экспериментальным подходом«против господствующего современного стиля».
Используя архетипы — первозданные образы поведения человека, — Мунк установил множественные связи между внешними признаками физического мира и скрытым духовным измерением.
Выставка объединяет в общей сложности восемьдесят работ. Многие из них никогда ранее не демонстрировались в Испании. Половину предоставил Музей Мунка в Осло,остальные были присланы из других престижных институтов и частных коллекций,находящихся в Цюрихе,Базеле,Лондоне,в Нью-Йорке и в Вашингтоне.
Слева: Эдвард Мунк,«Созревание»(1894). Музей Мунка в Осло
Музей Тиссена-Борнемисы — единственное учреждение в Испании,которое владеет произведениями художника.
Экспозиция представляет широкую палитру эмоциональных архетипов(меланхолия,любовь,смерть и так далее) и различных условий,в которых они изображены(побережье,комната больного,бездна,лес,ночь,студия художника). В каждом из этих разделов ранние произведения объединены с более поздними версиями и графическими работами,что подчёркивает тематическую и экзистенциальную полноту творчества Мунка.