войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Александр Пономарёв в ГМИИ им. Пушкина: "В(е)трувианский человек"

Ветер и Лаонардо — символы-братья! В рамках VI Московской биеннале современного искусства в ГМИИ им. Пушкина 1 октября открылась необычная выставка художника Александра Пономарёва «В (е)трувианский человек». Не заметить ее невозможно из-за эффектной инсталляции, украсившей классический фасад ГМИИ с афишей текущей выставки караваджистов. А дальше — собственно, экспозиция в залах Музея.
Александр Пономарёв в ГМИИ им. Пушкина: "В(е)трувианский человек"
Александр Пономарёв в ГМИИ им. Пушкина: "В(е)трувианский человек"
Вот так фасад! Ветер… Человек… Выставка.

Александр Пономарёв на открытии выставки. Фото с сайта Музея им. Пушкина
Александр Пономарёв на открытии выставки. Фото с сайта Музея им. Пушкина
В так называемом «зале Микеланджело», помимо графических работ художника, центральной стала видеоинсталляция перфоманса, проведенного Понамаревым во время экспедиции на судне РАН в Арктике. Во время морского научного похода художник прикрепил громадный измеритель направления и скорости ветра с народным названием «колдун» между мачтами, а сам забрался внутрь, повторив тем самым знаменитый образ «витрувианского человека» Леонардо да Винчи, вписанного в круг.
Александр Пономарев, Серия «Арктические зарисовки на борту» 2004
Александр Пономарев, Серия «Арктические зарисовки на борту» 2004

Отметим, что и видеоинсталляция, и работы художника вписаны в своеобразную «розу ветров», составленную из произведений четырех великих художников: Дюрера, Хокусая, Пиранези и Матисса. Четыре титана живописи, четыре мировоззрения, четыре стиля стали в экспозиции четырьмя сторонами света.
«Мы всегда пребываем в диалоге с классиками, пытаемся обнаружить их след здесь и сейчас»
Александр



«Мы всегда пребываем в диалоге с классиками, пытаемся обнаружить их след здесь и сейчас»

Александр Пономарев


Но вернемся из экспозиционных залов музея к внешней инсталляции. Семь красно-синих ветровых конусов-«колдунов», установленных художником перед центральным входом в ГМИИ им. Пушкина, изменили его классическое восприятие, серый фасад здания стал частью авторской инсталляции. Двор музея, ранее сакральный с точки зрения современного искусства, неожиданно преобразился и стал настоящим «мобилем». Творческий эксперимент, начатый Пономаревым в водах Арктики, на время выставки если и не бросил вызов академичности, то, как минимум, вступил с нею в диалог через века.
Проект внешней инсталляции выставки.
Проект внешней инсталляции выставки.
«Это не столкновение, не антагонизм между классическим музеем и современным искусством, а как раз наглядный пример того, что как жить вместе, насколько современное искусство органично продолжает те традиции и те линии, которые были начаты мастерами прошлого"
Александра Данилова, куратор выставки
Homo vitruviano — «витрувианский человек» — один из самых известных рисунков Леонардо да Винчи, созданный им примерно в 1490—1492-м годах для иллюстрации книги, посвященной трудам римского архитектора Витрувия. Этот рисунок является одновременно и произведением искусства Леонардо, и научным трудом, размышлением о гармонии в природе и искусстве. В 2015-м Александр Пономарев, заменив «И» на «Е», добавил к манифесту гармонии да Винчи дополнительные ноты слияния человека с природой. Замена букв не просто удачный каламбур — ветер стал символом и лейтмотивом выставки.

Александр Пономарев, «Ветрувианский человек» 2015
Александр Пономарев, «Ветрувианский человек» 2015
«Я свое человеческое тело, тело художника превратил в чувствующую поверхность, которая чувствует направление ветров. А, как вы знаете, ветра распространяются по тем же законам, по которым устроено человеческое тело»
Александр Пономарев
Один из моментов перфоманса в Арктике.
Один из моментов перфоманса в Арктике.
Необходимо отметить, что «Ветрувианский человек» стал достойным аккордом финала шестой московской биеннале современного искусства, логически продолжив творческую дискуссию взаимопроникновения и влияния времен, связи между прошлым и будущим. Выставка Пономарева подхватила и развила тему, начатую экспозицией нестандартного переосмысления творчества Рембрандта, о которой мы недавно писали.
Александр Пономарев 
Серия «Арктические зарисовки на борту» 2004



Александр Пономарев
Серия «Арктические зарисовки на борту» 2004

«Сущность художника и сущность человека абсолютно неизменны. Все те вопросы, которые мучили человека на протяжении веков, остались все теми же».
Марина
Марина – это вид пейзажа, на котором изображено море. Также маринами называют конкретные картины или гравюры морской тематики. Слово «марина» (итал. marina) произошло от латинского marinus – морской. Читать дальше
Лошак
Генеральный директор ГМИИ им. Пушкина
Графическая работа А. Пономарева «Субмарина хамелеон» 2003 год.
Графическая работа А. Пономарева «Субмарина хамелеон» 2003 год.
Рекомендуемые выставки и показы
Экспозиция в музее им. Пушкина вызвала и скептические отзывы: ветроуказатель «колдун» имеет еще и другое, более приземленное название — «колбаса», и, по сути, является обычным флюгером. Как можно говорить о символичности, если речь идет о колбасе?! Тем самым поставлена под сомнение сама идею объединения в рамках одной творческой концепции гармоничного человека искусства и переменчивый в направлениях ветер.

В общем, не удивляйтесь необычному виду фасада музея: «Ветрувианский человек» выставляется в ГМИИ им. Пушкина до 2 ноября.
Главная иллюстрация новости: Фото с перфоманса А. Пономарева в Арктике.
Все фотографии новости с сайта ГМИИ им. Пушкина и его страниц в социальных сетях.