Ветер и Лаонардо — символы-братья! В рамках VI Московской биеннале современного искусства в ГМИИ им. Пушкина 1 октября открылась необычная выставка художника Александра Пономарёва «В (е)трувианский человек». Не заметить ее невозможно из-за эффектной инсталляции, украсившей классический фасад ГМИИ с афишей текущей выставки караваджистов. А дальше — собственно, экспозиция в залах Музея.
Александр Пономарёв на открытии выставки. Фото с сайта Музея им. Пушкина
В так называемом «зале Микеланджело», помимо графических работ художника, центральной стала видеоинсталляция перфоманса, проведенного Понамаревым во время экспедиции на судне РАН в Арктике. Во время морского научного похода художник прикрепил громадный измеритель направления и скорости ветра с народным названием «колдун» между мачтами, а сам забрался внутрь, повторив тем самым знаменитый образ «витрувианского человека» Леонардо да Винчи, вписанного в круг.
Александр Пономарев, Серия «Арктические зарисовки на борту» 2004
Отметим, что и видеоинсталляция, и работы художника вписаны в своеобразную «розу ветров», составленную из произведений четырех великих художников: Дюрера, Хокусая, Пиранези и Матисса. Четыре титана живописи, четыре мировоззрения, четыре стиля стали в экспозиции четырьмя сторонами света.
«Мы всегда пребываем в диалоге с классиками, пытаемся обнаружить их след здесь и сейчас»
Александр Пономарев
Но вернемся из экспозиционных залов музея к внешней инсталляции. Семь красно-синих ветровых конусов-«колдунов», установленных художником перед центральным входом в ГМИИ им. Пушкина, изменили его классическое восприятие, серый фасад здания стал частью авторской инсталляции. Двор музея, ранее сакральный с точки зрения современного искусства, неожиданно преобразился и стал настоящим «мобилем». Творческий эксперимент, начатый Пономаревым в водах Арктики, на время выставки если и не бросил вызов академичности, то, как минимум, вступил с нею в диалог через века.
Проект внешней инсталляции выставки.
«Это не столкновение, не антагонизм между классическим музеем и современным искусством, а как раз наглядный пример того, что как жить вместе, насколько современное искусство органично продолжает те традиции и те линии, которые были начаты мастерами прошлого"
Александра Данилова, куратор выставки
Витрувианский человек (пропорции человеческого тела)
1492, 34.3×24.5 см
Homo vitruviano — «витрувианский человек» — один из самых известных рисунков Леонардо да Винчи, созданный им примерно в 1490—1492-м годах для иллюстрации книги, посвященной трудам римского архитектора Витрувия. Этот рисунок является одновременно и произведением искусства Леонардо, и научным трудом, размышлением о гармонии в природе и искусстве. В 2015-м Александр Пономарев, заменив «И» на «Е», добавил к манифесту гармонии да Винчи дополнительные ноты слияния человека с природой. Замена букв не просто удачный каламбур — ветер стал символом и лейтмотивом выставки.
Александр Пономарев, «Ветрувианский человек» 2015
«Я свое человеческое тело, тело художника превратил в чувствующую поверхность, которая чувствует направление ветров. А, как вы знаете, ветра распространяются по тем же законам, по которым устроено человеческое тело»
Александр Пономарев
Один из моментов перфоманса в Арктике.
Необходимо отметить, что «Ветрувианский человек» стал достойным аккордом финала шестой московской биеннале современного искусства, логически продолжив творческую дискуссию взаимопроникновения и влияния времен, связи между прошлым и будущим. Выставка Пономарева подхватила и развила тему, начатую экспозицией нестандартного переосмысления творчества Рембрандта, о которой мы недавно писали.
Александр Пономарев
Серия «Арктические зарисовки на борту» 2004
«Сущность художника и сущность человека абсолютно неизменны. Все те вопросы, которые мучили человека на протяжении веков, остались все теми же».
Марина
Лошак
Генеральный директор ГМИИ им. Пушкина
Графическая работа А. Пономарева «Субмарина хамелеон» 2003 год.
Экспозиция в музее им. Пушкина вызвала и скептические отзывы: ветроуказатель «колдун» имеет еще и другое, более приземленное название — «колбаса», и, по сути, является обычным флюгером. Как можно говорить о символичности, если речь идет о колбасе?! Тем самым поставлена под сомнение сама идею объединения в рамках одной творческой концепции гармоничного человека искусства и переменчивый в направлениях ветер.
В общем, не удивляйтесь необычному виду фасада музея: «Ветрувианский человек» выставляется в ГМИИ им. Пушкина до 2 ноября.
Главная иллюстрация новости: Фото с перфоманса А. Пономарева в Арктике.
Все фотографии новости с сайта ГМИИ им. Пушкина и его страниц в социальных сетях.
Все фотографии новости с сайта ГМИИ им. Пушкина и его страниц в социальных сетях.