В рамках спецпроекта приближающейся 6й Московской биеннале современного искусства ГМИИ им. А.С.Пушкина совместно с галереей «Триумф» представляют выставку «Рембрандт. Другой ракурс». Вдохновленный графикой великого Рембрандта Харменса ван Рейна, московский художник Дмитрий Гутов предлагает зрителю его современное, объемное прочтение. Проект действительно интересен: показаны и работы старого мастера, а работы последователя «открываются» лишь при выборе правильного ракурса.
Рембрандт ван Рейн. «Христос во время бури на море Галилейском». Ок.1654−55 гг.
Вот уже несколько лет, вдохновленный рисунками великого голландского мастера, Дмитрий Гутов создает свои объемные работы из причудливо изогнутых металлических полос и прутьев. Специально для этой выставки художник создал композицию по рисунку Рембрандта «Молодая женщина с ребенком на руках», который находится в коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина.
Но если отойти и действительно выбрать правильный ракурс, то изогнутые линии металлических стержней превратятся в художественное произведение.
Дмитрий Гутов. «Христос во время шторма на море Галилейском; в верхнем правом углу бюст испуганного апостола». 2009. Металл, сварка. Источник: gutov.ru
Экспозиция - будто диалог через века. Современное искусство на выставке представлено работами Гутова «Девушка» (2015), «Старик» (2015), а также ранее экспонировавшейся в галерее «Триумф» работой «Христос во время шторма на море Галилейском; в верхнем правом углу бюст испуганного апостола» (2009).
Рембрандт ван Рейн. «Две женщины учат младенца ходить». Ок. 1632−33 гг.
«Два взгляда соединились в пространстве нашего зала. Когда внутрь постоянной экспозиции классического музея проникает другой художник со своим взглядом, такой подход должен быть очень органичен, чтобы это не было случайным и неорганичным».
Марина
Лошак, директор ГМИИ им. А.С.Пушкина
(цитата с пресс-показа выставки)
(цитата с пресс-показа выставки)
Дмитрий Гутов. «Женщина учит младенца ходить». 2009. Металл, сварка.
Со своей стороны, ГМИИ предоставил классическую составляющую выставки — работы Рембрандта из коллекции музея. Посетители увидят живописное полотно «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» (1660), а также офорты великого мастера «Морильщик крыс» (1632), «Слепой скрипач» (1631), «Нищий в высокой шапке, опирающийся на палку» (ок. 1629), «Бегство в Египет» (1654), «Обрезание» (1654), «Святое семейство» (1654).
Артаксеркс, Аман и Эсфирь
1660, 73×94 см
Дмитрий Гутов известен как мастер, работающий в различных художественных жанрах. Каждый его проект реализуется в той технике, которая кажется художнику наиболее подходящей в данный момент. Мастер работает с живописью и графикой, фотографией и видеоматериалами. Он создает инсталляции и организовывает масштабные арт-проекты. Дмитрий Гутов — участник многочисленных биеннале, на его счету более 150 коллективных и более 30 персональных выставок, а работы представлены в крупнейших российских музеях.
По словам самого художника, «Рембрандт — это переворот не просто в истории человечества, а и в истории мироздания.» «До Рембрандта никто не изображал человеческое лицо таким, какое оно есть», — сказал Гутов на пресс-конференции, посвященной открытию выставки «Рембрандт. Другой ракурс». Также художник выразил свое восхищение руководству ГМИИ, отметил чувство юмора дирекции и сказал, что отнюдь не претендует на славу «небожителя Рембрандта».
Нищий в высокой шапке, опирающийся на палку
1630, 8.6×4.7 см
Вот так, с современного прочтения классики, начинаются мероприятия 6й Московской биеннале современного искусства. В нынешнем году она стартует 22 сентября и продлится до 1 октября. Основной проект Московской биеннале будет проходить в павильоне № 1 на ВДНХ и соберет более 70 участников из разных стран мира. Ее тема — «Как жить вместе? Взгляд из центра города в самом сердце острова Евразия». Комиссар биеннале — Иосиф Бакштейн.
Мероприятий будет много, с программой уже можно познакомиться здесь, а мы будем представлять подробности, отмечая наиболее яркие моменты события.
Мероприятий будет много, с программой уже можно познакомиться здесь, а мы будем представлять подробности, отмечая наиболее яркие моменты события.
Главная иллюстрация: работа Дмитрия Гутова «Старик» (2015, металл, сварка).