Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Художественное наследие трех российских художников,чей творческий путь пришелся на вторую половину XVII века,по праву находится в одном ряду с работами ведущих европейских мастеров портрета того времени. Безусловно,каждый из них имеет свою неповторимую,авторскую особенность передачи образа,свой собственный,уникальный стиль и технику письма. Ведь портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
имеет несколько смысловых линий — это и внутренний мир человека,и то,что его окружает,и его одежда,поза,положение рук,наклон головы… Все эти детали и формируют общее впечатление от каждой картины,дают зрителю возможность проникнуть в сущность человека,глядящего на нас через века.
Владимир Боровиковский. Портрет Муртазы Кули-хана
Владимир Лукич Боровиковский
В экспозиции представлено 35 полотен,17 из которых принадлежат кисти Владимира Боровиковского(1757−1825). Будучи сыном живописца и иконописца Луки Боровиковского,художник продолжил семейную традицию и начал свое обучение живописи под руководством отца. После службы в Миргородском полку вернулся к делу своей жизни — рисованию,а в 1787 написал две картины для украшения путевого дворца Екатерины II,был замечен высокими лицами и переехал в Петербург. Здесь художник совершенствовал мастерство под руководством Лампи-старшего,дружил и обменивался опытом с Дмитрием Левицким,чьи произведения также представлены на выставке в Ярославском художественном музее.
В столице для художника главное — высокие покровители. Благодаря таланту и умению находить общий язык с великими мира сего,Боровиковский попадает под опеку канцлера князя Александра Безбородко. В 1794 за портрет Екатерины II Владимир Боровиковский становится кандидатом в академики,а годом позже ему присваивают это звание — за портрет великого князя Константина Павловича.
В. Л. Боровиковский. Портрет великого князя Константина Павловича. 1795
Академик и советник Императорской академии художеств,масон,член мистической секты,Владимир Боровиковский оставил большое наследие — более трехсот произведений. Он портретировал целые семейства — Толстых,Арсеньевых,Гагариных,Безбородко,Куракиных. Помимо больших полотен и портретов,художник также реализовал себя в миниатюре. В его работах просматриваются различные стилистические направления,в том числе сентиментализм
Невинность очаровательных младенцев, безгрешность и чистота юности, удовлетворенность зенитом жизненного пути и трогательная мудрость преклонного возраста - подобные сюжеты в живописи всегда апеллируют к чувствам зрителя, вызывая у большинства приязнь и умиление. Художники, использующие приемы сентиментализма, пытаются проникнуть в сердце зрителя, минуя разум, и некоторые делают это действительно блестяще. Читать дальше
. Большую часть его наследия составляют произведения на религиозную тематику,где Боровиковский мастерски отобразил свою искреннюю веру,знание и понимание Библии,философские и религиозные представления своего времени.
Владимир Боровиковский. «Христос во гробе». 1810 — первая половина 1820 гг.
Дмитрий Григорьевич Левицкий
Дмитрий Левицкий(1735 -1822) родился в небольшом селе под Полтавой. Его отец,священник и гравер,научил сына азам живописи. Дальнейшее обучение мастерству Левицкий проходил под руководством Алексея Петровича Антропова,выдающегося живописца и портретиста,в доме которого поселился,переехав в Петербург в 1758 году. Совершенствуя свое мастерство,вместе с учителем принял участие в оформлении торжеств по случаю коронации Екатерины II в Москве.
Академик и советник Императорской академии художеств,масон,член мистической секты,Владимир Боровиковский оставил большое наследие — более трехсот произведений. Он портретировал целые семейства — Толстых,Арсеньевых,Гагариных,Безбородко,Куракиных.
Дмитрий Левицкий. Портрет неизвестной. 1790гг.
В 1770 году Дмитрий Левицкий представляет на выставке в Императорской Академии художеств шесть произведений,которые принесли ему широкую известность. Летом того же года художник был избран академиком — этого звания он был удостоен за портрет архитектора А. Ф. Кокоринова. На следующий год Дмитрий Левицкий возглавил портретный класс Академии.
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
неизвестной в малиновом платье. 1774
Живописная манера Левицкого разнообразна по композиционным решениям,ее отличает сочность палитры и безукоризненная визуальная передача тактильности изображаемых предметов: мягкость тканей,тонкость кружевного плетения,нежность меховой опушки. Реалистичность изображений,скульптурность форм,конкретность — отличительные черты работ Левицкого. Посетители Губернаторского дома,где представлена нынешняя экспозиция,могут полюбоваться на семь полотен кисти Левицкого.
Федор Рокотов. Портрет М.А.Воронцовой
Федор Степанович Рокотов
Мастер лирического женского портрета,Федор Рокотов(1735−1808) родился в один год с Дмитрием Левицким. Если картины Левицкого жизненны и реалистичны,то творческая трактовка Федора Рокотова иная: здесь есть и недосказанность,и загадка,и глубина внутренней,тайной жизни изображенного на портрете человека. На выставке в Ярославле представлены 11 полотен кисти этого мастера.
Фёдор Рокотов. Портрет
Портрет – реалистичный жанр, изображающий существующего в действительности человека или группу людей. Портрет - во французском прочтении - portrait, от старофранцузского portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту». Еще одна грань названия портрет кроется в устаревшем слове «парсуна» — от лат. persona — «личность; особа». Читать дальше
А.Н.Сенявина. 1770 гг
По одной из версий,Федор Рокотов являлся внебрачным сыном князя Репнина и в юности обучался живописи у московских иконописцев. В 1750-х он приехал в Петербург,где десять лет спустя был зачислен в Императорскую Академию художеств. Его учителями были художники Лоррен,Лагрен и Фонтебассо. В январе 1762 Рокотов за портрет Петра III получает звание адьюнкта живописи,а еще через три года становится академиком — за написанную по гравюре копию картины Джордано«Венера и Амур».
Творчество Федора Рокотова можно разделить на два периода — петербургский,который был посвящен парадному и камерному портрету,и московский — когда мастер обратился к лиричному,интимному и сентиментальному женскому образу. Дымчатые,полупрозрачные цвета и тонкая лессировка,использование цветных лаков делали его технику очень индивидуальной,передавая трепетность и живость модели.
Фёдор Рокотов. Портрет А.М.Загряжской. Конец 1760 гг
Великие,глубокие,проникновенные мастера портрета — одногодки Федор Рокотов и Владимир Левицкий,и учитель одного из них,Владимир Боровиковский, — внесли неоценимый вклад в развитие русской живописи. Каждый из них имел свою школу,своих учеников,которые продолжили их дело. Эти мастера выдвинули русское искусство,и прежде всего,портретную живопись в один ряд с лучшими произведениями западноевропейских мастеров.
Народный художник России,академик Николай Александрович Мухин рассказывает посетителям Ярославского художественного музея о великом живописце 18 века Фёдоре Степановиче Рокотове(фото: страница ЯХМ в соцсети фейсбук)
Выставка«Три великих портретиста: Рокотов,Левицкий,Боровиковский» в Ярославском художественном музее продлится до 20 декабря и,несомненно,станет одним из главных культурных событий Ярославля этой осенью.
Главная иллюстрация: Федор Рокотов,«Портрет неизвестной в синем платье», 1790 г