Невинность очаровательных младенцев, безгрешность и чистота юности, удовлетворенность зенитом жизненного пути и трогательная мудрость преклонного возраста — подобные сюжеты в живописи всегда апеллируют к чувствам зрителя, вызывая у большинства приязнь и умиление. Художники, использующие приемы сентиментализма, пытаются проникнуть в сердце зрителя, минуя разум, и некоторые делают это действительно блестяще.
Сентиментальные сюжеты, способные растопить самое каменное сердце, мастера живописи использовали с давних времен. Самый простой и распространенный пример — невинный младенец Христос на руках своей матери Марии, изливающей на дитя любовь и нежность — сюжет, вызывающий неподдельное умиление у верующих. Во времена, когда портрет
еще не был высоким жанром, мастера иконографии умело использовали и выражение лица, и позы, и построение композиции для того, чтобы в плоскости недвижимой картины поведать библейскую историю и вызвать живой отклик в душах молящихся. Ведь если опустить из виду название и предназначение — мы увидим счастливую мать с малышом, самый что ни на есть замечательный сюжет на все времена.
Мадонна с младенцем
1540, 37.5×31 см
Претензия на эмпатию и сопереживание, любовь к природе, умиротворяющие пейзажи, стремление к уединенности — все это тоже с большим мастерством использовалось художниками эпохи Ренессанса для выстраивания сентиментальных сюжетов.
Мадонна с младенцем и Святой Анной
1510, 168×112 см
Чувственность сюжета была одной из революционных находок художников эпохи Ренессанса наряду с линейной перспективой и фронтальным портретом. Ушли в прошлое неподвижные и строгие лики святых, наполненные скорбью и назидательностью. Мастера обращались к человеческой душе напрямую, а персонажи их картин стали более человечными и пластичными.
Святое семейство под дубом (Мадонна под дубом)
1518, 144×110 см
Сентиментализм стал доминировать в европейской культуре примерно в 20-е годы XVIII века, и началось все с литературы. Одним из ярких представителей жанра стал шотландец Джеймс Томсон, написавший цикл поэм «Времена года» (1726−30). Во Франции были очень популярны произведения Антуана Прево, подарившего читателям книги «Манон Леско» (1731) и «Английский философ» (1732−39). Несколько позже философ и мыслитель Жан-Жак Руссо создал один из главных романов сентиментализма — «Юлия, или Новая Элоиза» (1760). Для всех этих произведений были характерны трогательность и чувственность, обязательная отсылка к морали и меланхолическое настроение. К концу XVIII века сентиментализм проник и в Россию — взять, к примеру, «Бедную Лизу» Николая Карамзина, который открыл череду «благочестивых», «милосердных» и «несчастных» героинь слащавых романов, столь близких сердцу романтичных дам всех сословий.
"Лизынька и Дашинька"
1794, 31.8×26 см
Литературные потоки питали современных живописцев, и на излете рококо
сентиментализм проник в изобразительное искусство. Художники сентиментализма избегали темной стороны человеческой натуры, изгнав из своих сюжетов зависть и жадность, злобу и чрезмерную сексуальность. Признанным мастером сентиментализма считается француз Жан-Батист Грёз. Его картины полны назидательностью и эмоциями — порой чрезмерными и излишне слащавыми. Желая усилить моральную составляющую своих произведений, этот художник некоторые из работ сопровождал пояснениями и комментариями.
Мотание шерсти
1759, 74.6×61.3 см
Сентиментализм так и не стал самостоятельным направлением в живописи и к 1780-м годам практически сошел на нет, однако его приемы использовали многие художники середины XVIII века.
Завтрак
1754
Отсылки к жанру можно увидеть в картинах англичанина Томаса Гейнсборо, а также в произведениях французов Жана Шардена и Луи-Леопольда Буальи. Можно сказать, что некоторые принципы сентиментализма — например, демонстрация высокой нравственности и добродетели — стали составляющими неоклассицизма, пришедшего на смену фривольному рококо
.
Портрет четы Эндрюс
1749, 69.8×119.4 см
В русской живописи одним из увлеченных поклонников жанра стал портретист Владимир Боровиковский. Герои его произведений удивительно человечны и проникновенны, а в деликатных фонах отчетливо видно влияние английских пейзажистов, таких, как Ричард Уилсон или Якоб Хаккерт.
Портрет Марии Ивановны Лопухиной
1797, 72×53.5 см
Пасторальность и ностальгия сентиментализма никуда не исчезли, они по-прежнему с нами. Этот жанр обожают иллюстраторы, рисуя милых детишек с очаровательными зверюшками, чудесные домики в снегу и старинные авто на фоне деревенских пейзажей. Почти у каждого есть любимые рисунки, созданные Норманом Роквеллом, Бертой Уоррен Бойд или Ташей Тудор.
Партия в шарики
1939, 56×71 см
Порой мы даже не знаем имен «типичных представителей жанра сентиментализма»: дело в том, что большинство популярных поздравительных открыток, так или иначе, будят в нас нежные, сентиментальные чувства.