Этот воистину уникальный стиль эпохи барокко
был назван в честь Караваджо — художника-реформатора, основателя реализма. И кто сегодня вспомнит, что в юности он совершил убийство?.. Несмотря на жизнь в бегах, художник успел обрасти кругом учеников и последователей — караваджистов. Направление развивалось в Италии конца XVI-начала XVII веков, а также в Голландии, Германии и Испании.
Через этап караваджизма прошли Рембрандт, Рубенс и Веласкес, но позже ушли в индивидуальный стиль.
Главные приметы караваджима: максимальная реалистичность, отсутствие театрального антуража (нарядных костюмов, пышных платьев, барочных завитков и так далее), максимальная передача объемности фигур, а также резкий контраст света и тени — прием кьяроскуро, придуманный Караваджо.
Картины нарисованы на темном фоне, силуэты людей светлые. Преобладают
мрачные цвета: коричневый, черный, пурпурный, иногда темно-зеленый — кажется, что действие картины происходит в плохо освещенной комнате. Никаких воздушно-кремовых ярких тонов в картинах нет — это главное отличие от других направлений эпохи барокко .
Основные жанры: портрет и сцены повседневной жизни.
Главные приметы караваджима: максимальная реалистичность, отсутствие театрального антуража (нарядных костюмов, пышных платьев, барочных завитков и так далее), максимальная передача объемности фигур, а также резкий контраст света и тени — прием кьяроскуро, придуманный Караваджо.
Картины нарисованы на темном фоне, силуэты людей светлые. Преобладают
мрачные цвета: коричневый, черный, пурпурный, иногда темно-зеленый — кажется, что действие картины происходит в плохо освещенной комнате. Никаких воздушно-кремовых ярких тонов в картинах нет — это главное отличие от других направлений эпохи барокко .
Основные жанры: портрет и сцены повседневной жизни.
Юдифь, отсекающая голову Олоферна
1599, 145×195 см
В полотнах часто присутствует трагизм: это видно в позах, выражениях лиц, сюжете
Отдельная ветвь караваджизма — тенебризм. Тенебристы развили принципы караваджизма до самых крайних проявлений: у них темные краски явно преобладают над светлыми, много ярких световых контрастов, которые подчеркивают драму реальности. Идеальная работа тенебриста должна выглядеть так: белый череп на темной ткани, который выглядит максимально реалистично.Караваджисты не стеснялись отображать разные качества человека, не только благородные, и вообще любили все странное, неправильное. К примеру, Хосе де Рибера, живший в испанском Неаполе, известен мелкими художественными провокациями в духе современного искусства. Его «Магдалена Вентура с мужем и сыном» изображает двух мужчин, один из которых кормит грудью младенца. Грудь женская, но выглядывает из-под слоя мужской телесной растительности. Художник запечатлел чудо природы — бородатую даму.
Отличие караваджистов от мастеров эпохи ренессанса легко понять на конкретных примерах. Классика ренессанса, портрет
Ипполито Риминальди кисти Тициана («Портрет молодого англичанина Питти Фирена»), тоже выполнен в темных тонах. Однако герой стоит в официальной позе, он наряжен в парадную одежду: зритель видит внешность, но не внутренние переживания, а уж тем более пороки героя. Это официальный портрет — как фотография на паспорт. «Юноша с корзинкой фруктов» кисти Караваджо явно кокетничает, позирует, выражает сиюминутные эмоции. Тело его находится в жеманной позе, чего модели эпохи ренессанса себе позволить не могли — нужно было стоять чинно и правильно.
Художники-караваджисты
Орацио Джентилески, Жорж де Латур, Марио Нуцци Де Фьори, Дирк ван Бабюрен, Хосе де Рибера. Через этап караваджизма прошли Пауль Рубенс, Диего Веласкес, Рембрандт.Знаковые картины караваджизма
— Хосе де Рибера — «Магдалена Вентура с мужем и сыном», 1631— Дирк ван Бабюрен — «Положение во гроб», 1617
— Жорж де Латур. «Карточный шулер». 1620—40 гг. Хранится в Лувре.
Вы - эксперт, если:
Не причисляете картины Рембрандта к караваджизму, а также сомневаетесь, что к направлению можно отнести работы самого Караваджо. На ранних этапах карьеры Рембрандт действительно перенимал приемы известного итальянского мастера, но вскоре выработал индивидуальный стиль.Караваджо принято называть основоположником реализма, караваджистами — тех, кто перенял его творческие методы, но не общую манеру. Это небольшое количество художников и короткий период в истории развития искусства. Намного более короткий, чем реализм .