Галерея Искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков 29 сентября презентует уникальную выставку «"Шальные годы» Монпарнаса", на которой будут представлены работы Жюля Паскина и Леонара Фужита из музеев России, Франции, Швейцарии и частных коллекций. Некоторые из представленных работ никогда прежде не выставлялись.
Паскин и Фужита являются яркими представителями так называемой «Парижской школы» — интернационального сообщества художников, существовавшего в столице Франции с 1900 по 1960 годы. В эту «школу» входили выдающиеся художники различных жанровых направлений и национальностей. Ее прославили Модильяни, Пикассо, Матисс, Шагал и многие другие, среди которых французов было гораздо меньше, чем иностранцев, живших в столице «художественного мира». Именно к таким художникам-пилигримам относятся Жюль Паскин и Леонар Фужита.
Турецкая семья
1907
Жюль Паскин — настоящее имя Юлиус Мордехай Пинкас, — выходец из Болгарии, из семьи зажиточных сефардов. Он обосновался в Париже в самом конце 1905 года, где работал в студии на Монпарнасе до начала Первой Мировой Войны.
Жюль Паскин в студии 1927 год.
Блестящий рисовальщик-карикатурист, Паскин остался в истории искусства автором выразительных и точных портретов («Турецкая семья», 1907; «Эрмина в голубой шляпе», 1918; «Портрет Мими Лоран», 1927—1928), смелых и, вместе с тем, поэтичных акварелей и пастелей ню «Спящая Венера», 1927, моделями для которых зачастую служили проститутки. Портрет
художника очень точно описал Эрнест Хэмингуэй в своей книге «Праздник, который всегда с тобой» после того, как встретил Паскина в кафе «Купол» в компании с двумя натурщицами.
Обнаженные
XX век
К сожалению, творческая жизнь Жюля Паскина оказалось недолгой. Художник с юности был подвержен серьезным депрессиям и сомнениям в собственном таланте. Его работы на Нью-йоркской выставке 1930 года вызвали критику и отрицательные отзывы в прессе. Это, в конечном итоге, привело к самоубийству Паскина в его парижской студии.
Девочки
XX век
Более благосклонно судьба обошлась с Леонаром Фужита — французом японского происхождения Цугухару Фудзита. Выходец из древней самурайской семьи, Цугухару всегда мечтал стать художником. Он заканчивает Токийский Национальный университет изящных искусств и музыки и становится в Японии довольно известным живописцем. Настолько популярным, что император купил одну из его картин, а король Кореи в 1911 году заказал художнику свой портрет
! Тем не менее, попав в 1912 году в Англию, Цугухара Фудзита серьезно увлекся современным европейским искусством, уговорил отца, и получил позволение пожить и поучится в Париже, куда он переселился на следующий год.
«Я знал, что я буду первым живописцем в Японии, но мечтал быть первым живописцем в Париже»
Леонар Фужита
Фото 1927 г.
С первых же дней пребывания в Париже Фудзита был полностью поглощен французской культурой и искусством. Его целью было, однако, не перенять французский стиль, а обновить и дополнить им японскую манеру живописи. Так что называть его французским художником не совсем корректно — он все-таки японский художник во Франции. Но имя его французы все-таки переиначили на свой манер — Леонар Фужита.
В кафе
1949
«Родился я в Японии, но художником стал во Франции»
Леонар Фужита
Портрет девочки с кошкой
1956, 63×56 см
Оригинальность японца отмечалась многими: Илья Эренбург, например, в своих мемуарах упоминает Фужита как японского художника, прогуливающегося по Парижу в домотканом кимоно. Возможно, что именно приверженность всему японскому — и в живописи, и в манере одеваться, и в обстановке его мастерской, что воспринималось французами как большая оригинальность, — позволило Леонару Фужита стать финансово успешным и признанным художником, заняв место рядом с Пикассо и Шагалом.
Автопортрет
1932, 51.4×39.4 см
Критики всегда восторгались работами Фужита, вплоть до того, что некоторые из них именно его первую персональную выставку 1918 года считают точкой отсчета «золотого века» Монпарнаса. Мастерство Фужита заключалось в выразительности тончайших пастельных оттенков, что очень выделялось на общем фоне работ других художников, насыщенных яркими цветами.
Уличные музыканты
1955, 46.4×55.2 см
Они очень разные — два художника с Монпарнаса, Жюль Паскин и Леонар Фужита. И в тоже время, именно их творчество очень точно характеризует плавильный котел живописи «Парижской школы» и «Шальных лет» парижского Монпарнаса, давших миру столько выдающихся мастеров.
Выставка в московской Галерее Искусства стран Европы и АмерикиXIX—XX веков продлится до 29 ноября 2015 года.
Выставка в московской Галерее Искусства стран Европы и Америки
Главная иллюстрация: Жюль Паскин «Портрет
Люси»
www.barnesfoun…les-pascin