«Enfant Terrible»: грандиозная выставка одесских концептуалистов в Киевском Национальном художественном музее
Одесские художники опровергли мнение западных критиков, которые называли концептуализм
«скучным искусством». На выставке в киевском музее скучать не приходится: искрометный юмор, - особенный, одесский, - присутствует в каждой работе. Размышляем вместе над серьезными вопросами и смеемся вместе с южанами над абсурдом идеологий!
Творческий ответ на советский «кретинизм», реалии становления независимости и на современную действительность — об особенностях одесского концептуализма и самых интересных работах нам рассказала Баршинова Оксана Германовна, заведующая отдела искусства ХХ — начала ХХ века Национального художественного музея Украины.
— Выставка организована Музеем современного искусства Одессы и нашим музеем. Подготовка заняла несколько лет, а идея принадлежит куратору и крупному одесскому художнику Мирославу Кульчицкому.
— В феврале Мирослав внезапно ушел из жизни, для нас это был большой удар, мы открыли эту выставку в память о нем.
— Идея М. Кульчицкого заключалась в том, чтобы представить концептуализм
не только его хрестоматийным периодом — 1980-ми годами, — но также показать проявления концептуального мышления художников старшего поколения и развитие направления в творчестве одесских художников в 1990—2000-е годы.
— Вспомним историю. В 1960-е годы искусство полностью порвало с теми понятиями, которые традиционно с ним соотносились — красота, мастерство, выразительность, индивидуальная манера. Эта революция необратима, и после того, как прошла эпоха концептуализма, возможности художников стали практически безграничны. Первоначальным является идея, а потом уже художник выбирает те медиа, которые ему подходят для воплощения замысла.
Нам интересно показать, как концептуалистское мышление трансформируется и развивается в разных направлениях, поэтому работ на выставке очень много, они самые разные и очень интересные. В основном это текстовое искусство, которое базируется на посыле, но есть много зрелищных работ в большей степени постмодернистских, у них слишком большое внимание придается форме. Западный концептуализм
все же искусство более пуристическое, или, как шутили западные художники, «скучное искусство».
— В Одессе с творчества Олега Соколова начинается развитие неофициального искусства. Еще в 1950-е годы он создавал совершенно альтернативные вещи — это отход от изобразительности, от искусства в традиционном его понимании. В его работах ощущается предчувствие концептуализма.
— Зарождение одесского концептуализма относят к концу 1970-х годов. Концептуализм
отличается от других направлений тем, что художник ясно понимает, что он делает. А протоконцептуалист делал то же, но интуитивно. Например, В. Хрущ всю жизнь делал такие вещи, как эта деревянная селедочка на тарелке! Он продавал такие своеобразные сувениры, и для него это был не художественный жест, а лишь шутка.
В.Хрущ «Воспоминание о прошлом», 1985
— Алексея Коциевского и Владимира Федорова называют протоконцептуалистами. С конца 1970-х годов они создавали работы концептуального характера — это были тексты с картинками или стихами, которые обыгрывали изобретенный в советское время термин «критический реализм», и назывались «кретиническим реализмом». Первую выставку художники провели в одной из одесской физ-мат школе. Это была почти детская попытка отойти от серой будничности Системы.
В один прекрасный день все предметы в классе были перевернуты, а в класс разрешили заходить только на руках. Сегодня такое событие назвали бы акцией, но молодые люди в то время не знали о существовании такого термина.
— В Украине концептуализм
представлен именно на одесском материале. Ни в Харькове, ни в Киеве, ни во Львове это пока не проговорено. Мы использовали выставку как платформу, чтобы поговорить о концептуальной традиции в искусстве и специфике как одесского, так и украинского концептуализма в целом.
— Центральная фигура одесского концептуализма — Леонид Войцехов, который повлиял на молодое поколение. В 1982 году он познакомился с Сергеем Ануфриевым и Юрием Лейдерманом и стал неформальным лидером группы. Позже к ним присоединились Игорь Чацкин, Олег Петренко, Людмила Скрипкина, Владимир Федоров. Это было поколение образованным и эрудированных, креативных людей, между которыми велся бесконечный текстуальный диалог. В творчестве они обращались к словесным и визуальным клише, которые укоренились в массовом сознании, вырывали их из контекста, показывая всю абсурдность окружающей реальности.
— Чаще всего их творчество было совместным. Художники проводили квартирные выставки и перфомансы. «Способ убийства флагом» — один из известнейших перфомансов, который Лейдерман и Чацкин провели в 1984 году на квартире у Войцехова. Флаг, сакральный символ советского человека, был объявлен одесситами орудием насилия.
— Вспомним классический концептуализм
, возникший на Западе, — это особенное явление, совершенно не похожее на одесский концептуализм
или московский, который является образцовым для советского времени. Концептуализм
на Западе возникает как реакция на общество потребления, на перепроизводство образов, которые становятся слишком реальными. Появляется гиперреальность, о которой писал Ж. Бодрийяр, и с этими образами искусство не может конкурировать. Возникают такие параллельные направления, как поп-арт
и гиперреализм, в которых используются стратегии общества потребления, — вспомним, например, Энди Уорхола.
Концептуализм
, напротив, занимает строгую, почти авангардистскую позицию — художники отказываются от производства образов и «не заигрывают» с обществом потребления. Это принципиальное и честное искусство, которое стремится нащупать путь, по которому искусство будет существовать в новых условиях. Они отказываются от живописи, графики, — всего, что отрывает их от реальности, — и выходят на улицы, устраивают перфомансы, хепенинги, а документирование этих событий порождает видео-арт и другие современные направления.
— В Советском Союзе не могло возникнуть ничего подобного, не было общества потребления, никто ничьи мечты не исполнял, поэтому здесь — реакция на идеологический прессинг и на саму абсурдность действительности. И если московский концептуализм
основывается на философских текстах, то в Одессе наблюдаем более легкое отношение, — высмеивание действительности как реакция на советскую идеологию.
В этом открытом, гедонистическом городе идеологические штампы плохо приживались и выглядели особенно смешно, поэтому одесский концептуализм
имеет некий игровой характер, и заметен во все время его существования.
— Интересна работа Ануфриева «Одному понравилось, другому — нет». Она говорит о том, что неофициальное искусство рождается каким-то определенным кругом художников со своими мифами, привычками, образом жизни, поэтому это искусство контекстуальное. М. Кульчицкий был носителем идеи контекстуализма: все понятно в определенном контексте, и если вы никогда не были в Одессе, вам сложно будет понять некоторые работы.
— Работы А. Ройтбурда интересны отсылкой к истокам концептуализма в мировой практике. Он обыгрывает «Фонтан» Дюшана, «Черный квадрат» Малевича и «Это не трубка» Магритта.
— Концептуализм был мировоззренческим сломом, переломным моментом, когда художник совершенно иначе взглянул на себя, на роль своего искусства и себя в мире. Вернуться назад уже невозможно, поэтому что бы не делал художник, - искусство «отравлено» концептуализмом.
— Со второй половины 1980-х годов в Одессе работает интересный творческий союз «Мартынчики» — супружеская пара Светлана Мартынчик и Игорь Стёпин. Обратившись к истории человечества, они создали персональную мифологию, представив исторические события в своей собственной трактовке. Эти работы — реакция на официальную историю и застывшие установки. Их живописный цикл начинается с «Жития Аменхотепа».
Концептуалисты указали на то, что мы можем не связывать художника с его индивидуальной манерой, они разрушили эти связи, иначе художник становится рабом собственного стиля, а искусство — это, прежде всего, свобода. Со второй половины 1980-х годов художник свободно использует и цитирует язык мировых практик. «Мартынчики», например, заимствуют язык наивного искусства.
И. Стёпин «Илья Муромец спасает африканских бегемотов», 1991
— Игорь Гусев, куратор и художник, лидер движения «Арт-рейдеры», — выбирает свою форму перфоманса. Со своими друзьями художник приходит на Привоз (одесский рынок) и скупает разные вещи, затем они придумывают новые сочетания предметов и предлагают уже совершенно новый «товар».
— Зоя Сокол со своей серией «Белка» 2013 года напоминает о восторге советского человека от первого полета в космос, о первых космонавтах, о гордости за свою страну. Фотографии героев украшали все государственные учреждения и служили мощным идеологическим оружием. Рядом со счастливым Гагариным и Титовым видим и Белку и Стрелку в праздничных нарядах.
З.Сокол «Перед стартом», 2013
— Работа Н. Карабиновича — это реакция на события в Одессе, пожар в Доме профсоюзов в мае 2014 году. В такой трагической ситуации одесситы остаются сами собой и используют юмор, как способ дистанцироваться.
Одесситы не оставляют без внимания и лидеров опасных идеологий, высмеивая Сталина, Гитлера, Хрущева, а в работе «Парад грибов» можно узнать и других советских генсеков.
— А если вспомним, что «любая кухарка может управлять государством», то что стоит любой кухарке заниматься искусством! Тем более с такой замечательной сковородкой! Об этом — работа Сергея Зарвы, представляющая собой объект, в буквальном смысле слова испеченный на сковородке.
— В последнем зале находится огромная работа И. Гусева «Одна страна — одна песня», 2013 год. Красная черта разрезает карту Украины на две части: на Западе и на Востоке встроены экраны — в двух клетках прыгают канарейки, а пение птиц доносится из динамиков магнитофона. Так одесситы просто объясняют очевидные истины, обращаясь к болезненной актуальной теме.
Мы благодарим Оксану Германовну за интереснейший рассказ, прогулку по залам музея и увлекательный экскурс в историю концептуализма.
Приглашаем киевлян и гостей города на выставку одесских художников, которая продлится до 20 сентября 2015 года в Национальном художественном музее Украины.