Выберите язык
Пользуйтесь Артхивом на удобном для вас языке
Sign up
Создайте учетную запись
Зарегистрируйтесь, чтобы использовать максимум функций Артхива

«Enfant Terrible»: грандиозная выставка одесских концептуалистов в Киевском Национальном художественном музее

  1 
Одесские художники опровергли мнение западных критиков, которые называли концептуализм «скучным искусством». На выставке в киевском музее скучать не приходится: искрометный юмор, - особенный, одесский, - присутствует в каждой работе. Размышляем вместе над серьезными вопросами и смеемся вместе с южанами над абсурдом идеологий!
Творческий ответ на советский «кретинизм», реалии становления независимости и на современную действительность — об особенностях одесского концептуализма и самых интересных работах нам рассказала Баршинова Оксана Германовна, заведующая отдела искусства ХХ — начала ХХ века Национального художественного музея Украины.


— Выставка организована Музеем современного искусства Одессы и нашим музеем. Подготовка заняла несколько лет, а идея принадлежит куратору и крупному одесскому художнику Мирославу Кульчицкому.

— В феврале Мирослав внезапно ушел из жизни, для нас это был большой удар, мы открыли эту выставку в память о нем.
— Идея М. Кульчицкого заключалась в том, чтобы представить концептуализм
Рассматриваем "царство идей" - концептуализм как направление и приводим примеры работ с различными смыслами и подтекстами : одной лишь внешней эстетикой в современном искусстве уже не обойтись.
Концептуализм, или концептуальное искусство - от латинского conceptus — мысль, представление - литературно-художественное направление в постмодернизме, провозглашающее, что идея, концепция произведения важнее, нежели форма его художественного выражения. Направление сформировалось в конце 1960-х годов и было призвано объединить творчество художника и его исследование зрителем, изменить привычные способы коммуникации зрителя и произведения.

Читать дальше
не только его хрестоматийным периодом — 1980-ми годами, — но также показать проявления концептуального мышления художников старшего поколения и развитие направления в творчестве одесских художников в 1990—2000-е годы.
  • Л.Войцехов "Дать - не дать", 1986
  • Л.Войцехов "Взять - не взять", 1986
— Вспомним историю. В 1960-е годы искусство полностью порвало с теми понятиями, которые традиционно с ним соотносились — красота, мастерство, выразительность, индивидуальная манера. Эта революция необратима, и после того, как прошла эпоха концептуализма, возможности художников стали практически безграничны. Первоначальным является идея, а потом уже художник выбирает те медиа, которые ему подходят для воплощения замысла.

Нам интересно показать, как концептуалистское мышление трансформируется и развивается в разных направлениях, поэтому работ на выставке очень много, они самые разные и очень интересные. В основном это текстовое искусство, которое базируется на посыле, но есть много зрелищных работ в большей степени постмодернистских, у них слишком большое внимание придается форме. Западный концептуализм
Рассматриваем "царство идей" - концептуализм как направление и приводим примеры работ с различными смыслами и подтекстами : одной лишь внешней эстетикой в современном искусстве уже не обойтись.
Концептуализм, или концептуальное искусство - от латинского conceptus — мысль, представление - литературно-художественное направление в постмодернизме, провозглашающее, что идея, концепция произведения важнее, нежели форма его художественного выражения. Направление сформировалось в конце 1960-х годов и было призвано объединить творчество художника и его исследование зрителем, изменить привычные способы коммуникации зрителя и произведения.

Читать дальше
все же искусство более пуристическое, или, как шутили западные художники, «скучное искусство».
— В Одессе с творчества Олега Соколова начинается развитие неофициального искусства. Еще в 1950-е годы он создавал совершенно альтернативные вещи — это отход от изобразительности, от искусства в традиционном его понимании. В его работах ощущается предчувствие концептуализма.
— Зарождение одесского концептуализма относят к концу 1970-х годов. Концептуализм
Рассматриваем "царство идей" - концептуализм как направление и приводим примеры работ с различными смыслами и подтекстами : одной лишь внешней эстетикой в современном искусстве уже не обойтись.
Концептуализм, или концептуальное искусство - от латинского conceptus — мысль, представление - литературно-художественное направление в постмодернизме, провозглашающее, что идея, концепция произведения важнее, нежели форма его художественного выражения. Направление сформировалось в конце 1960-х годов и было призвано объединить творчество художника и его исследование зрителем, изменить привычные способы коммуникации зрителя и произведения.

Читать дальше
отличается от других направлений тем, что художник ясно понимает, что он делает. А протоконцептуалист делал то же, но интуитивно. Например, В. Хрущ всю жизнь делал такие вещи, как эта деревянная селедочка на тарелке! Он продавал такие своеобразные сувениры, и для него это был не художественный жест, а лишь шутка.
В.Хрущ «Воспоминание о прошлом», 1985
— Алексея Коциевского и Владимира Федорова называют протоконцептуалистами. С конца 1970-х годов они создавали работы концептуального характера — это были тексты с картинками или стихами, которые обыгрывали изобретенный в советское время термин «критический реализм», и назывались «кретиническим реализмом». Первую выставку художники провели в одной из одесской физ-мат школе. Это была почти детская попытка отойти от серой будничности Системы.
В один прекрасный день все предметы в классе были перевернуты, а в класс разрешили заходить только на руках. Сегодня такое событие назвали бы акцией, но молодые люди в то время не знали о существовании такого термина.
  • А.Коциевский "Красный уголок", 1979
  • А.Коциевский "Купание красного коня", 1979
— В Украине концептуализм
Рассматриваем "царство идей" - концептуализм как направление и приводим примеры работ с различными смыслами и подтекстами : одной лишь внешней эстетикой в современном искусстве уже не обойтись.
Концептуализм, или концептуальное искусство - от латинского conceptus — мысль, представление - литературно-художественное направление в постмодернизме, провозглашающее, что идея, концепция произведения важнее, нежели форма его художественного выражения. Направление сформировалось в конце 1960-х годов и было призвано объединить творчество художника и его исследование зрителем, изменить привычные способы коммуникации зрителя и произведения.

Читать дальше
представлен именно на одесском материале. Ни в Харькове, ни в Киеве, ни во Львове это пока не проговорено. Мы использовали выставку как платформу, чтобы поговорить о концептуальной традиции в искусстве и специфике как одесского, так и украинского концептуализма в целом.
— Центральная фигура одесского концептуализма — Леонид Войцехов, который повлиял на молодое поколение. В 1982 году он познакомился с Сергеем Ануфриевым и Юрием Лейдерманом и стал неформальным лидером группы. Позже к ним присоединились Игорь Чацкин, Олег Петренко, Людмила Скрипкина, Владимир Федоров. Это было поколение образованным и эрудированных, креативных людей, между которыми велся бесконечный текстуальный диалог. В творчестве они обращались к словесным и визуальным клише, которые укоренились в массовом сознании, вырывали их из контекста, показывая всю абсурдность окружающей реальности.
  • И.Чацкин "Будет вам и белка. Будет и свисток", 1983
  • С.Ануфриев "Благодарность непередаваемая", 1982
— Чаще всего их творчество было совместным. Художники проводили квартирные выставки и перфомансы. «Способ убийства флагом» — один из известнейших перфомансов, который Лейдерман и Чацкин провели в 1984 году на квартире у Войцехова. Флаг, сакральный символ советского человека, был объявлен одесситами орудием насилия.
— Вспомним классический концептуализм
Рассматриваем "царство идей" - концептуализм как направление и приводим примеры работ с различными смыслами и подтекстами : одной лишь внешней эстетикой в современном искусстве уже не обойтись.
Концептуализм, или концептуальное искусство - от латинского conceptus — мысль, представление - литературно-художественное направление в постмодернизме, провозглашающее, что идея, концепция произведения важнее, нежели форма его художественного выражения. Направление сформировалось в конце 1960-х годов и было призвано объединить творчество художника и его исследование зрителем, изменить привычные способы коммуникации зрителя и произведения.

Читать дальше
, возникший на Западе, — это особенное явление, совершенно не похожее на одесский концептуализм
Рассматриваем "царство идей" - концептуализм как направление и приводим примеры работ с различными смыслами и подтекстами : одной лишь внешней эстетикой в современном искусстве уже не обойтись.
Концептуализм, или концептуальное искусство - от латинского conceptus — мысль, представление - литературно-художественное направление в постмодернизме, провозглашающее, что идея, концепция произведения важнее, нежели форма его художественного выражения. Направление сформировалось в конце 1960-х годов и было призвано объединить творчество художника и его исследование зрителем, изменить привычные способы коммуникации зрителя и произведения.

Читать дальше
или московский, который является образцовым для советского времени. Концептуализм
Рассматриваем "царство идей" - концептуализм как направление и приводим примеры работ с различными смыслами и подтекстами : одной лишь внешней эстетикой в современном искусстве уже не обойтись.
Концептуализм, или концептуальное искусство - от латинского conceptus — мысль, представление - литературно-художественное направление в постмодернизме, провозглашающее, что идея, концепция произведения важнее, нежели форма его художественного выражения. Направление сформировалось в конце 1960-х годов и было призвано объединить творчество художника и его исследование зрителем, изменить привычные способы коммуникации зрителя и произведения.

Читать дальше
на Западе возникает как реакция на общество потребления, на перепроизводство образов, которые становятся слишком реальными. Появляется гиперреальность, о которой писал Ж. Бодрийяр, и с этими образами искусство не может конкурировать. Возникают такие параллельные направления, как поп-арт
Поп-арт – художественное движение, зародившееся в середине 1950-х годов в Великобритании, но наиболее широкое распространение получившее в США. Поп-арт стал дерзким вызовом традиционной живописи, поскольку в нем делалась ставка на изображения из массовой культуры, включая рекламу, комиксы, обыденные предметы и новости. Кроме прочего, появление поп-арта в США стало реакцией на серьезность и беспредметность абстрактного экспрессионизма. Новое поколение художников желало вернуться к предметной живописи, при этом внеся в свои работы некоторую несерьезность, иронию и приправить все это внушительной порцией китча. Читать дальше
и гиперреализм, в которых используются стратегии общества потребления, — вспомним, например, Энди Уорхола.
Концептуализм
Рассматриваем "царство идей" - концептуализм как направление и приводим примеры работ с различными смыслами и подтекстами : одной лишь внешней эстетикой в современном искусстве уже не обойтись.
Концептуализм, или концептуальное искусство - от латинского conceptus — мысль, представление - литературно-художественное направление в постмодернизме, провозглашающее, что идея, концепция произведения важнее, нежели форма его художественного выражения. Направление сформировалось в конце 1960-х годов и было призвано объединить творчество художника и его исследование зрителем, изменить привычные способы коммуникации зрителя и произведения.

Читать дальше
, напротив, занимает строгую, почти авангардистскую позицию — художники отказываются от производства образов и «не заигрывают» с обществом потребления. Это принципиальное и честное искусство, которое стремится нащупать путь, по которому искусство будет существовать в новых условиях. Они отказываются от живописи, графики, — всего, что отрывает их от реальности, — и выходят на улицы, устраивают перфомансы, хепенинги, а документирование этих событий порождает видео-арт и другие современные направления.
— В Советском Союзе не могло возникнуть ничего подобного, не было общества потребления, никто ничьи мечты не исполнял, поэтому здесь — реакция на идеологический прессинг и на саму абсурдность действительности. И если московский концептуализм
Рассматриваем "царство идей" - концептуализм как направление и приводим примеры работ с различными смыслами и подтекстами : одной лишь внешней эстетикой в современном искусстве уже не обойтись.
Концептуализм, или концептуальное искусство - от латинского conceptus — мысль, представление - литературно-художественное направление в постмодернизме, провозглашающее, что идея, концепция произведения важнее, нежели форма его художественного выражения. Направление сформировалось в конце 1960-х годов и было призвано объединить творчество художника и его исследование зрителем, изменить привычные способы коммуникации зрителя и произведения.

Читать дальше
основывается на философских текстах, то в Одессе наблюдаем более легкое отношение, — высмеивание действительности как реакция на советскую идеологию.
В этом открытом, гедонистическом городе идеологические штампы плохо приживались и выглядели особенно смешно, поэтому одесский концептуализм
Рассматриваем "царство идей" - концептуализм как направление и приводим примеры работ с различными смыслами и подтекстами : одной лишь внешней эстетикой в современном искусстве уже не обойтись.
Концептуализм, или концептуальное искусство - от латинского conceptus — мысль, представление - литературно-художественное направление в постмодернизме, провозглашающее, что идея, концепция произведения важнее, нежели форма его художественного выражения. Направление сформировалось в конце 1960-х годов и было призвано объединить творчество художника и его исследование зрителем, изменить привычные способы коммуникации зрителя и произведения.

Читать дальше
имеет некий игровой характер, и заметен во все время его существования.
  • Л.Войцехов "Кисти, краски палитры после работы сдать в дежурную часть", 1985
  • С.Ануфриев "Одному понравилось, а другому - нет. А собственно, какая разница?...", 1983
— Интересна работа Ануфриева «Одному понравилось, другому — нет». Она говорит о том, что неофициальное искусство рождается каким-то определенным кругом художников со своими мифами, привычками, образом жизни, поэтому это искусство контекстуальное. М. Кульчицкий был носителем идеи контекстуализма: все понятно в определенном контексте, и если вы никогда не были в Одессе, вам сложно будет понять некоторые работы.
— Работы А. Ройтбурда интересны отсылкой к истокам концептуализма в мировой практике. Он обыгрывает «Фонтан» Дюшана, «Черный квадрат» Малевича и «Это не трубка» Магритта.
Читайте также отдельный материал со множеством иллюстраций, и читайте интервью с художниковм: «Анти-Classics, или Цирк обнаженного Ройтбурда»
— Концептуализм был мировоззренческим сломом, переломным моментом, когда художник совершенно иначе взглянул на себя, на роль своего искусства и себя в мире. Вернуться назад уже невозможно, поэтому что бы не делал художник, - искусство «отравлено» концептуализмом.
  • А.Петрелли "Непонятное рядом", 1996
  • А.Петрелли "Очевидное повсюду", 1996
  • Л.Войцехов "Вас будет не хватать", 1984
  • Л.Войцехов "Не теряйте меня из виду", 2002
— Со второй половины 1980-х годов в Одессе работает интересный творческий союз «Мартынчики» — супружеская пара Светлана Мартынчик и Игорь Стёпин. Обратившись к истории человечества, они создали персональную мифологию, представив исторические события в своей собственной трактовке. Эти работы — реакция на официальную историю и застывшие установки. Их живописный цикл начинается с «Жития Аменхотепа».
  • С.Мартынчик "Житие раба божьего Аменхотепа", 1990
  • С.Мартынчик "Прометей преподносит красного петуха делегации русских мужиков", 1990
Концептуалисты указали на то, что мы можем не связывать художника с его индивидуальной манерой, они разрушили эти связи, иначе художник становится рабом собственного стиля, а искусство — это, прежде всего, свобода. Со второй половины 1980-х годов художник свободно использует и цитирует язык мировых практик. «Мартынчики», например, заимствуют язык наивного искусства.

И. Стёпин «Илья Муромец спасает африканских бегемотов», 1991
  • С.Мартынчик "Русский сфинкс", 1991
  • С.Мартынчик, И.Стёпин "Петр І испытывает первую Русскую подводную лодку", 1990
— Игорь Гусев, куратор и художник, лидер движения «Арт-рейдеры», — выбирает свою форму перфоманса. Со своими друзьями художник приходит на Привоз (одесский рынок) и скупает разные вещи, затем они придумывают новые сочетания предметов и предлагают уже совершенно новый «товар».


— Зоя Сокол со своей серией «Белка» 2013 года напоминает о восторге советского человека от первого полета в космос, о первых космонавтах, о гордости за свою страну. Фотографии героев украшали все государственные учреждения и служили мощным идеологическим оружием. Рядом со счастливым Гагариным и Титовым видим и Белку и Стрелку в праздничных нарядах.


З.Сокол «Перед стартом», 2013

— Работа Н. Карабиновича — это реакция на события в Одессе, пожар в Доме профсоюзов в мае 2014 году. В такой трагической ситуации одесситы остаются сами собой и используют юмор, как способ дистанцироваться.
  • Н.Карабинович "Чтоб вы сгорели", 2014
  • Francoise Oz "Продай Родину дорого!", 2014
  • Л.Войцехов "Проект фирменной водки "На дне", 2014
  • Apl 315 "Радость от покупки каждый день", 2012
Одесситы не оставляют без внимания и лидеров опасных идеологий, высмеивая Сталина, Гитлера, Хрущева, а в работе «Парад грибов» можно узнать и других советских генсеков.
  • С.Подлипский "Stalin beat", 2009
  • Д.Дульфан "Беби-Папа"
  • С.Зарва "Огонёк", 2007
  • Л.Звездочётова "Парад грибов"
— А если вспомним, что «любая кухарка может управлять государством», то что стоит любой кухарке заниматься искусством! Тем более с такой замечательной сковородкой! Об этом — работа Сергея Зарвы, представляющая собой объект, в буквальном смысле слова испеченный на сковородке.
  • С.Зарва "Любая кухарка может заниматься искусством", 2012
— В последнем зале находится огромная работа И. Гусева «Одна страна — одна песня», 2013 год. Красная черта разрезает карту Украины на две части: на Западе и на Востоке встроены экраны — в двух клетках прыгают канарейки, а пение птиц доносится из динамиков магнитофона. Так одесситы просто объясняют очевидные истины, обращаясь к болезненной актуальной теме.


Мы благодарим Оксану Германовну за интереснейший рассказ, прогулку по залам музея и увлекательный экскурс в историю концептуализма.

Приглашаем киевлян и гостей города на выставку одесских художников, которая продлится до 20 сентября 2015 года в Национальном художественном музее Украины.
  1 
 Comments
To post comments log in or sign up.