Акварельный
«Автопортрет» – одна из наиболее ранних известных работ Михаила Врубеля. Она относится ко времени его обучения в Академии художеств в Санкт-Петербурге, где он начал обучение в 1880 году. Однако его путь к занятиям живописью не был быстрым.
Склонности Врубеля к творчеству дали о себе знать еще в возрасте десяти лет: мальчика занимало рисование, а также музыка и театральное искусство. Его интересы поощрялись, и Михаил занимался частными уроками рисования со специально приглашенным из Саратовской гимназии учителем.
В 1874 году Врубель поступил на юридический факультет Петербургского университета. Во время обучения он продолжал упражняться в живописи, а также подрабатывал репетитором и гувернером. Так он попал в дом своего сокурсника – семью сахарозаводчиков Пампелей. Они активно интересовались искусством и всячески способствовали творческим занятиям Врубеля. Он завел дружбу со студентами-художниками и даже стал посещать вечерние занятия в Академии.
После окончания университета Врубель все-таки и не смог отказаться от углубленного изучения живописи и стал студентом Академии художеств. Значительное влияние на его авторский стиль оказали классы профессора
Петра Чистякова. Его учениками в разное время также были Поленов и Репин, Суриков и Васнецов, Серов и другие художники. Врубелю оказались созвучны убеждения профессора. Он писал своей сестре Анне в 1883 году: «Когда я начал занятия у Чистякова, мне страсть понравились основные его положения, потому что они были не что иное, как формула моего живого отношения к природе, какое мне вложено».
Чистяков проповедовал работу художника прежде всего не с цветом, а с формой. Он учил начинать рисунок со структурного анализа предмета, разбивая его на несколько планов (плоскостей). Затем строить его объемную форму линиями, обозначив таким образом геометрию в пространстве. Каждый отдельный мазок должен передавать ту или иную грань формы, а стык отдельных плоскостей – их соотношение друг с другом.
Этот подход лег в основу творческого метода Врубеля и со временем эволюционировал в его фирменную «кристаллообразную» технику. Ее зачатки уже видно на раннем автопортрете 1882 года. Он передает рельеф лица и локонов волос легкими касаниями кисти, оставляя нетронутыми более светлые участки бумаги. Он также посещал акварельные классы в мастерской
Ильи Репина, однако художественное видение студента вступило в противоречие с верностью его учителя идеям реализма.
В частности, решающим моментом стало впечатление Врубеля от картины Репина «
Крестный ход в Курской губернии» (1880 – 1883). В письме сестре он заявлял, что это надувательство публики – «пользуясь ее невежеством, красть то специальное наслаждение, которое отличает душевное состояние перед произведением искусства от состояния перед развернутым печатным листом». И продолжал упражняться в передаче образов и форм при помощи распадающихся на отдельные структуры мазков, благодаря которым его картины становились необычайно выразительными и мгновенно узнаваемыми.
Автор: Наталья Азаренко