На момент смерти в 1519 году Леонардо да Винчи владел лишь тремя своими живописными работами. И все три картины –
«Мадонна с Младенцем и Святой Анной»,
«Джоконда» и
«Святой Иоанн Креститель» - художник никак не мог закончить. Леонардо постоянно дорабатывал их, нанося все новые и новые тончайшие слои краски, добавляя детали и доводя до абсолютного совершенства дымчатый эффект сфумато. Картина «Святой Иоанн Креститель», которую принято считать последней работой да Винчи, признана большинством искусствоведов вершиной мастерства художника в этой технике.
Эта картина, кроме прочего, представляет собой еще и образец поразительно выписанной игры света и тени. Иоанна Крестителя будто бы обволакивает темнота, подступающая со всех сторон. При этом сама фигура святого, кажется, наполнена внутренним сиянием, потому что точно определить источник золотистого света, выхватывающего ее из тьмы, невозможно.
«Иоанн Креститель», как, впрочем, и большинство работ художника, по сей день остается предметом множества споров, предположений и теорий. Нет у экспертов сомнений лишь в одном – в авторстве Леонардо. В частности, секретарь кардинала Арагонского Антонио де Беатис в своем дневнике пишет о посещении студии
«превосходнейшего живописца нашего времени» 10 октября 1517 года и рассказывает о трех картинах, в том числе «Иоанне Крестителе».
После смерти да Винчи картина стала частью коллекции короля Франциска I в Фонтенбло. В 1625 году английский король Карл I выменял «Иоанна Крестителя» у Людовика XIII, предложив французскому монарху «Святое семейство» Тициана и
«Портрет Эразма Роттердамского» Гольбейна. В 1649 году коллекция Карла была распродана, и картина Леонардо оказалась в руках немецкого банкира Эберхарда Ябаха. «Иоанн Креститель» вернулся во Францию в 1661 году – и снова под опеку правителя страны, Людовика XIV. После революции картина заняла место в Лувре, где и остается по сей день.
До и после да Винчи: как художники изображали Иоанна Крестителя
Иоанн Креститель, одна из самых знаковых библейских фигур, долгое время изображался лишь
на иконах. Живописцы чаще всего обращались к двум сюжетам из жития этого святого –
крещению Христа и казни Иоанна (
1,
2,
3). Неизменными атрибутами пророка были длинные темные волосы, борода, одежда из грубой верблюжьей шерсти и тонкий крест из тростника. Также часто изображали Иоанна Крестителя с воздетым указательным пальцем правой руки. Этот жест символизировал пророчество о приходе мессии. В живописи был популярен еще один мотив: младенец Иоанн часто появляется рядом с младенцем Христом и Богоматерью (
1,
2).
Отдельного внимания заслуживает картина
«Крещение Христа» Андреа дель Вероккьо. Принимая в свою мастерскую бастарда да Винчи, Вероккьо вряд ли предполагал, что этот мальчик станет гениальным живописцем и изобретателем. Впрочем, художественный талант в Леонардо он однозначно разглядел и позволил ученику написать фигуру ангела в углу «Крещения Христа». Этот ангел считается первой сохранившейся живописной работой да Винчи.
Спустя четыре десятилетия Леонардо напишет своего «Святого Иоанна Крестителя», с которого начнется новая живописная эпоха. Наделив героя картины узнаваемыми атрибутами, художник при этом сделал его бесконечно далеким от канонических изображений сурового бородатого аскета. Лицо этого Иоанна, обрамленное золотистыми кудрями, может быть в равной степени как мужским, так и женским. Считается, что именно андрогинные герои поздних работ да Винчи символизируют переход европейской живописи к маньеризму.
После Леонардо Иоанна Крестителя европейские художники начнут изображать безбородым, полуобнаженным, пышущим здоровьем и юношеской энергией (
1,
2,
3,
4,
5). Исключение составит, разве что, Эль Греко, на картинах которого образ пророка
будет близок к традиционному.
Тайна на картине Леонардо да Винчи
Согласно одной малопопулярной теории, которой придерживаются любители поиска загадок и тайных кодов в работах да Винчи, на этой картине изображен вовсе не Иоанн Креститель, а Гермес Трисмегист, стоявший во главе пантеона магико-оккультного учения под названием «герметизм». Говорят, что Леонардо, постигший тайные знания «Герметического корпуса» (главной книги герметистов), стал не только применять их на практике, но и зашифровывать в своих картинах.
Приверженцы этой теории утверждают, что благодаря полученным знаниям да Винчи удалось опередить науку своего времени и создать чертежи конструкций, построение которых в то время было просто невозможно. Герметизм, послуживший основной доктриной европейских алхимиков, и один из его священных текстов – «Изумрудная скрижаль» - стали источником знаменитой оккультной аксиомы: «То, что находится внизу, аналогично тому, что находится наверху». Сторонники версии о том, что на картине Леонардо изображен Гермес Трисмегист, считают, что жест с указывающим в небо пальцем символизирует именно эту аксиому.
Помощник, ученик... любовник?
Джан Джакомо Капротти да Орено неспроста получил от Леонардо прозвище Салаино («дьяволенок»). Мальчик, отец которого был смотрителем виноградника да Винчи, стал подмастерьем и учеником художника вместе с
Франческо Мельци в возрасте 10 лет и провел рядом с мастером более двух с половиной десятилетий. В детстве Джакомо в самом деле был сущим дьяволенком, которому многое сходило с рук благодаря ангельской внешности.
Джорджо Вазари описывал его как
«изящного, красивого юношу с прекрасными кудрявыми волосами, которые очень нравились Леонардо». Сам да Винчи при этом давал своему ученику гораздо менее лестные характеристики:
«лжец, вор, упрямец и обжора». Салаи действительно постоянно воровал все, что плохо лежало (в том числе и у своего учителя), однако его почти никогда не удавалось поймать.
Салаи и Франческо Мельци сопровождали Леонардо в его поездках в Рим и во Францию. На тот момент Мельци стал главным помощником и личным секретарем художника, кроме прочего, он готовил к публикации записи да Винчи. Салаи же описывался, как простой слуга и посыльный. Многие исследователи творчества да Винчи сходятся во мнении, что Леонардо держал Джакомо рядом с собой по причине романтических отношений, которые их связывали. В пользу этого говорят немногочисленные эротические рисунки да Винчи, в том числе и
изображение обнаженного ученика в позе, почти идентичной той, в которой изображен Иоанн Креститель. По самой распространенной версии, Салаи послужил моделью для этой картины. Группа итальянских ученных пошла еще дальше и обнаружила признаки того, что именно ученик да Винчи, переодетый в женское платье, будоражит воображение посетителей Лувра загадочной улыбкой Джоконды. Лувр, к слову, эту теорию категорически отвергает.
Салаи покинул Леонардо и уехал из Франции в 1518 году. Он вернулся в Милан и стал работать на том же винограднике, где раньше трудился его отец. В следующем году половина этого виноградника стала его собственностью, согласно последней воле да Винчи. Ученик Леонардо все же стал художником, хоть и не слишком выдающимся. Он писал под псевдонимом Андреа Салаи и создал несколько довольно удачных копий работ да Винчи. Самой знаменитой картиной Джакомо стала
«Монна Ванна», так называемая «обнаженная Мона Лиза», основой для которой могло послужить утраченное полотно Леонардо. Салаи утверждал, что да Винчи оставил ему несколько своих живописных работ, однако многочисленные исследования позволили установить, что принадлежавшие Джакомо картины являются лишь копиями, которые, вероятно, написал он сам (сюда относят копию «Джоконды» из музея Прадо и «Святого Иоанна Крестителя», который хранится в Милане).
Из пророков – в боги
Картину «Святой Иоанн Креститель» связывают с другой знаменитой работой да Винчи –
«Вакхом». Однако, несмотря на то, что она атрибутирована Леонардо, споры об авторстве ведутся до сих пор. Некоторые исследователи полагают, что «Вакх» был написан одним из леонардесков по сохранившемуся эскизу художника. Среди возможных авторов картины называются Чезаре да Сесто, Марко д’Оджоно, Франческо Мельци и Чезаре Берназано.
В том, что картина была создана на основе
эскиза да Винчи, нет никаких сомнений. Об этом говорит идентичная поза героя и положение его рук. Вот только на наброске да Винчи изображен Иоанн Креститель. Как же христианский пророк превратился в греческого бога?
Согласно одной из версий, которая приписывает авторство «Вакха» да Винчи, изначально картина называлась «Святой Иоанн Креститель в пустыне». Мало того, что пророк был изображен в образе, далеком от канонического, он еще был и полностью обнаженным. Ученый и меценат Кассиано даль Поццо, увидевший работу в Фонтенбло в 1625 году, отметил, что, несмотря на непревзойденное живописное мастерство автора, изображенный на картине мужчина никак не может быть Иоанном Крестителем, поскольку такой неподобающий образ не вызывает религиозного трепета и благочестивых мыслей.
Иоанн Креститель стал Вакхом в промежутке между 1683 и 1693 годами, то есть уже без участия Леонардо да Винчи. В это же время на картине появилась традиционная для Диониса леопардовая шкура, а его голову неизвестный художник украсил венком из виноградной лозы.
Существует не очень популярная теория, согласно которой автором «Вакха» является Салаи, который послужил моделью для наброска да Винчи, как и для «Иоанна Крестителя».
Автор: Евгения Сидельникова