войти
опубликовать

Добро пожаловать в новый Артхив! Список новых возможностей вы можете изучить здесь.

Юдит
Лейстер

Нидерланды • 1609−1660

Биография и информация

Юдит Янсдер Лейстер (Judith Jansder Leyster; крещена 28 июля 1609 года, Харлем, Нидерланды – похоронена 10 февраля 1660 года, Хемстеде, ок. Амстердама) – голландская художница-новатор, одна из немногих женщин-художников того времени, чьё имя и творчество вернулись из безвестности.

Особенности творчества Юдит Лейстер. Художница была одной из центральных фигур голландского Золотого века, но на несколько веков её наследие выпало из поля зрения искусствоведов, дилеров и коллекционеров. Будучи признанным мастером, Лейстер строила свои композиции с учётом современных ей тенденций и с виртуозным техническим мастерством. Она специализировалась на картинах в смешанном жанре, которые часто включали в себя элементы портрета, натюрморта и бытовых сцен в закрытых помещениях. Наибольшей популярностью пользовались оптимистичные, яркие и неформальные образы детей, весёлых музыкантов и шумных компаний. Значительная часть её творчества напоминает произведения Франса Хальса; мазки Лейстер довольно свободны и спонтанны. Художница достигла финансового успеха и пользовалась уважением современников, однако после смерти была полностью забыта. До 1893 года картины Лейстер выдавались за работы Хальса или её мужа Яна Минсе Моленара.

Известные картины Юдит Лейстер. «Автопортрет» (1633) и «Автопортрет» (1653), «Пирующая пара», «Весёлое трио», «Весёлый выпивоха», «Мальчик, играющий на флейте»«Мальчик и девочка с кошкой и угрём»

Биография

Юдит Лейстер родилась в Харлеме, её крестили там 28 июля 1609 года. Её отцу Ян Виллемзу (Willemsz – сын Виллема) принадлежала пивоварня под названием «Лейстер», от которого и пошла фамилия семьи. Leister на голландском означало «путеводная» или Полярная звезда, что Юдит впоследствии превратила в личную монограмму – инициалы JL со звёздочкой. Через века этот знак сыграл решающую роль в возрождении наследия художницы: ясная и уникальная подпись помогла установить истинное авторство множества работ, которые приписывались её современникам-мужчинам.

О раннем обучении Юдит Лейстер известно мало. Некоторые искусствоведы полагают, что она обратилась к живописи, чтобы поддержать семью после банкротства отца. Несомненно лишь то, что Лейстер проявила себя имя в очень молодом возрасте: она упоминается как «хорошая и проницательная» художница в «Описании города Харлема» Сэмюэля Ампцинга. А оно было опубликовано в 1628 году, когда ей было лишь 19 лет.

Вскоре после этого семейство Лейстер переехало во Вриланд под Утрехтом, и многие учёные считают, что там Юдит попала под влияние утрехтских караваджистов. Тем не менее, драматические эффекты непрямого искусственного освещения, которые обычно использовали эти художники, не совсем такие же на полотнах Лейстер. Более вероятным представляется то, что поверхностное сходство со стилем утрехтских караваджистов возникло благодаря окружению Франса Хальса в Харлеме. К ноябрю 1631 года Юдит вернулась в родной город и, вероятно, крестила дочь этого живописца Марию. По крайней мере, в документах свидетельницей обряда значится «Юдит Янсдер» (Jansder – дочь Яна). Впрочем, в Харлеме тогда проживали и другие Юдит Янсдер.

Как и многие художники, Лейстер могла учиться у разных мастеров. Сэмюэль Ампцинг предполагает, что она была подмастерьем Франса Питерса де Греббера, который держал большую и производительную мастерскую в Харлеме в 1620-х годах. Однако формулировка текста оставляет этот момент под вопросом. Не сохранилось никаких записей, подтверждающих, что художница училась у Франса Хальса, но ряд её работ демонстрирует, что она была одним из его самых близких и успешных последователей. Так, копия, которую Лейстер выполнила с «Лютниста» Хальса примерно в 1626 году, свидетельствует, что у неё был долговременный доступ к оригиналу.

Есть предположения, что на неё повлияло творчество Дирка Хальса – брата Франса. В любом случае её обучение закончилось либо до 1629 года, когда она начала подписывать и датировать свои картины, либо до 1627 года, когда Ампцинг упоминает её как независимого художника.

В последующие годы Лейстер достигла определённого профессионального успеха, что было большой редкостью для женщины того времени. К 1633 году она стала членом Гильдии святого Луки в Гарлеме. Вероятно, её можно назвать первой художницей в этой организации (двумя годами ранее там была зарегистрирована некая Сара ван Баальберген, но не указывается, чем она занималась).

В 1635 году у Лейстер было трое учеников. Один из них впоследствии самовольно перешёл в мастерскую Хальса. Юдит отсудила у матери юноши четыре гульдена компенсации, а Хальс, в свою очередь, уплатил штраф в три гульдена, но оставил подмастерье у себя.

В июне 1636 года Лейстер вышла замуж за коллегу – Яна Минсе Моленара, плодовитого художника и члена харлемской Гильдии святого Луки. В том же году пара переехала в Амстердам, где прожила до 1648-го. У супругов было пятеро детей – три сына и две дочери – но лишь двое дожили до зрелого возраста.

Похоже, что с появлением семьи и детей Юдит погрузилась в домашние заботы и прекратила самостоятельно писать картины. Но не исключено, что она работала вместе с мужем в мастерской, которая была обустроена в их доме. Они не только успешно продавали собственные работы, но и торговали картинами других мастеров. В октябре 1648 года супруги купили дом в Хемстеде, недалеко от Харлема, но продолжали регулярно посещать Амстердам и Харлем.

Лейстер умерла в 1660 году и была похоронена в Хемстеде 10 февраля. После смерти она практически исчезла из истории искусства. Её картины либо остались без атрибуции, либо были приписаны Моленару или Хальсу. Отличительную монограмму «JL*» скрывали под фальшивыми подписями других художников. Знак был обнаружен в 1893 году на картине, которую выдавали за работу Хальса. Тогда же Корнелис Хофстеде де Гроот опубликовал первую статью о Лейстер. Он приписал ей семь картин, шесть из которых были помечены монограммой.

В конце XX века – с переоценкой творчества многих женщин прошлого – работы Лейстер начали набирать популярность. В декабре 2018 года сцена «Весёлое трио» была продана на аукционе Christie's в Лондоне за 1,8 миллиона фунтов стерлингов (2,3 миллиона долларов США). На данный момент это – рекорд для работ художницы, когда-либо выставленных на открытые торги.

Читайте также: 9 удивительных фактов из жизни Юдит Лейстер

Автор: Влад Маслов