Джон Генри Твахтман (также – Туоктмен; англ.
John Henry Twachtman, 4 августа 1853 года, Цинциннати, штат Огайо – 8 августа 1902 года, Глостер, штат Массачусетс) – американский живописец, принадлежал к группе ведущих американских импрессионистов своего времени и даже был одним из основателей отколовшейся от Общества американских художников «Десятки» (The Ten) – объединения импрессионистов, несогласных с его конформистской политикой.
Особенности творчества художника Джона Генри Твахтмана: это исключительный пример импрессиониста, посвятившего всего себя преимущественно написанию пейзажей. На картинах Твахтмана почти никогда не видно людей, да и зданий за всю свою жизнь написал он крайне мало. Его виды Коннектикута преисполнены тончайшей деликатности и грации, это поэтичные пасторали в мягкой, словно выцветшей серо-зеленой гамме. Лучше всего художнику Твахтману удавались зимние пейзажи. Его витиеватые, причудливо закованные во льды ручьи и одинокие, изолированные от внешнего мира водопады никоим образом не выдают присутствие человека.
Известные картины Джона Генри Твахтмана: «Мельницы в Дордрехте»,
«Арк-ла-Батай»,
«Дикая вишня»,
«Бранчвиль»,
«Зимняя гармония»,
«Белый мостик».
Родился будущий художник в семье немецких иммигрантов Фредерика Кристиана и Софии Дрёге Твахтманов. Среди множества работ, за которые брался отец, чтобы прокормить семью (полицейский, плотник, кладовщик и столяр), была одна относительно творческая – декоратор оконных занавесей.
В возрасте 14 лет к этой профессии примкнул и юный Джонни, ухитряясь параллельно посещать занятия в Институте механики. В 1871 он продолжил обучение в Школе дизайна МакМикена (сейчас она называется Академией искусств Цинциннати). Здесь судьба свела Твахтмана с его будущим наставником.
Фрэнк Дювенек, хоть и был всего на 5 лет старше, но к тому моменту уже имел некоторую известность в художественных кругах Соединенных Штатов.
Мюнхенский период
Дювенек ранее обучался в Мюнхене и уговорил своего младшего товарища вернуться в Европу вместе в ним и продолжить учебу там. В течение двух лет (с 1875 по 1877 год) Твахтман числится студентом Королевской академии художеств, где и подхватывает приемы, характерные для мюнхенской школы того времени: нанесение красок широкими,
энергичными мазками преимущественно
сумрачной цветовой гаммы. Но дольше в Мюнхене он оставаться не стал и вместе с Дювенеком да еще одним американцем,
Уильямом Мерритом Чейзом, отправился за новыми впечатлениями в Венецию.
Но и это путешествие
не сильно осветлило палитру Твахтмана. Его работы
венецианского периода, написанные на пленэрах, демонстрируют четко организованную манеру письма, больше характерную для мюнхенского реализма. По возвращении в Штаты в 1878 году Джон Генри оказывается вовлеченным в прогрессивное арт-сообщество и принимает участие в первой выставке Общества американских художников в Нью-Йорке.
«Французская весна»
Два года спустя Твахтман женится на своей коллеге и землячке из Цинциннати, художнице Марте Скаддер. Она жертвует своей карьерой ради семьи, и пара обзаводится детьми во время проживания в Европе. В Париже появляется на свет дочь Маржери. А сын Джей Олден, названный в честь соратника отца
Джулиана Олдена Уира, пойдет по стопам родителей и станет иллюстратором, художником и архитектором.
С1883 по 1885 год Твахтман учится в престижной Академии Жюлиана в Париже. Летом он много пишет в Нормандии, муниципалитете Арк-ла-Батай. В течение этого периода его стиль претерпевает значительные метаморфозы:
цветовая гамма светлеет, работа кистью становится
более деликатной. Возможно, он поддался влиянию французского художника
Жюля Бастьен-Лепажа, в то время пользовавшегося большой популярностью у американских импрессионистов.
Твахтман уделяет все внимание пейзажу, и его французский период – практически полная противоположность мюнхенскому. Он тщательнее подходит к проработке композиции, менее увлечен сильными контрастами, запечатлевая мягко освещенные сцены, на которых превалируют светло-зеленый и серебристо-серые оттенки. Также Джон Генри начинает интенсивно
использовать пастель.
Штудии в Гринвиче
В 1886 году семейство Твахтманов возвращается в Штаты, и в этот раз навсегда. С этого времени его отношения с художником Уиром переходят в тесную дружбу. Джон Генри берет в аренду землю в Бранчвиле по соседству с ним, а позже и вовсе приобретает ферму площадью около 7 гектаров неподалеку от Гринвича, где они отныне часто трудятся вместе.
Там в начале 1890-х товарищи организуют художественную колонию
Кос Коб (по названию городка, где поселился Твахтман). Местность, притягивающая художников живописными пасторальными ландшафтами, при этом располагается совсем недалеко от Нью-Йорка. Поэтому соратники-импрессионисты имели возможность легко совмещать пленэры в Кос Кобе с преподаванием в студенческой Лиге художников Нью-Йорка.
Бэк ту блэк
Четвертый период в карьере художника Твахтмана пришелся на последние годы его жизни, которые он проводит в Глостере, штат Массачусетс. Там он воссоединяется со своим давнишним наставником Дювенеком и еще одним его последователем из Цинциннати,
Джозефом Декампом. Возможно, частично под их влиянием в манеру Твахтмана возвращается усиление
тонального контраста, геометрически более выверенное построение композиции и работа
с черным цветом.Разрыв аневризмы головного мозга обрывает биографию и художественный поиск американского импрессиониста на отметке 49 лет. И хотя при жизни его работы не особо ценились в денежном эквиваленте (хотя довольно часто экспонировались в престижных галереях Нью-Йорка), в настоящее время картины Твахтмана входят в крупнейшие собрания Соединенных Штатов. Таких, как нью-йоркский Метрополитен, Национальная галерея искусства в Вашингтоне и бостонский Музей изящных искусств.
Автор: Наталья Азаренко