войти
опубликовать

Ян
Ливенс

Нидерланды • 1607−1674

Биография и информация

Ян Ливенс (нидерл. Jan Lievens, 24 октября 1607, Лейден – 8 июня 1674, Амстердам) – нидерландский художник эпохи Золотого века голландской живописи. Друг и соперник Рембрандта, с которым несколько лет в начале карьеры делил мастерскую. Коллекционеры того времени пристально следили за творчеством Ливенса и Рембрандта, пытаясь предугадать, кто из них окажется более успешным. Ливенс был вундеркиндом: в 12 лет он обладал мастерством сложившегося художника, работы которого высоко ценили современники.

Особенности творчества Яна Ливенса: Блестящий портретист. Покровитель художника – поэт, ученый, композитор, секретарь принца Оранского Константин Хёйгенс, - отмечал, что Ливенсу чудесным образом удавалось передать выражение человеческого лица и его душевное состояние (1, 2). Если склонный к рефлексии Рембрандт – виртуоз психологического портрета, то амбициозный Ливенс умел уверенной рукой придать модели вид «великий и возвышенный» (1, 2). Талант изображать обычного человека одухотворенным и значительным позволил художнику сделать успешную карьеру при английском дворе. Показательно, что сам Хёйгенс заказал свой портрет Ливенсу, а не Рембрандту.

Известные картины Яна Ливенса: "Автопортрет" (1, 2), «Мальчик в плаще и тюрбане» (Портрет принца Руперта Пфальцского), "Портрет Рембрандта ван Рейна", "Портрет пожилой женщины – матери Рембрандта", «Игроки в карты», «Счетовод за столом», «Св. Иероним в раскаянии» (2).

Ян Ливенс родился в семье вышивальщика гобеленов в Лейдене – родном городе и для Рембрандта, который был на год старше Яна. В возрасте 8 лет Ливенс был определен в ученики к художнику Йорису ван Схотену, а два года спустя, в 1617 году, продолжил обучение в Амстердаме у знаменитого в то время живописца Питера Ластмана, специализировавшегося на «высоком жанре» – исторических полотнах. Одаренный юноша, талант которого был очевиден наставнику, вернулся домой в 1619 году и уже в столь раннем возрасте начал успешную самостоятельную карьеру – писал картины на религиозные и аллегорические сюжеты. На выбор композиции и эксперименты с кьяроскуро раннего периода творчества оказали влияние «утрехтские караваджисты» и работы Питера Пауля Рубенса. В 1625 году в Лейден возвращается другой ученик Ластмана – Рембрандт, отношения с которым приобретают характер творческого соревнования: художники часто позируют друг для друга, пишут картины на одни и те же сюжеты.
В 1628-м их творчеством заинтересовался секретарь принца Оранского Константин Хёйгенс, который станет покровителем Ливенса: пригласит его в Гаагу писать свой портрет. По рекомендации Хёйгенса принц Оранский Фредерик Генрих приобретет у Ливенса картину и преподнесет ее в дар английскому послу, который передарит ее своему монарху – королю Карлу I.
В Гааге Ливенс знакомится с восхитившим его Антонисом Ван Дейком, а в 1631-м уезжает в Лондон, приняв приглашение английского короля стать придворным живописцем. Весной 1635-го финансово обеспеченный Ян Ливенс переезжает в Антверпен, где, не связанный более необходимостью работать на заказ, увлекается пейзажной живописью. Слава о нем доходит до родного Лейдена, и в 1639 году он получает почетный заказ – написать аллегорию «Великодушие Сципиона» для городской ратуши.
Любивший жить на широкую ногу художник вынужден скрыться от кредиторов в Амстердаме, где вскоре поправляет свое финансовое положение благодаря заказам местной элиты – он пишет портреты в популярной манере Ван Дейка. Подражание сыграет с мастером злую шутку: со временем он утрачивает собственный стиль. Тем не менее крупные контракты следуют один за другим: Ливенс становится единственным художником, кому поручают расписать стены королевской резиденции Хёс-тен-Бос в Гааге, ратуши в Амстердаме, городского дворца в Берлине.

Ян Ливенс умер 4 июня 1674 года в Амстердаме. Его прижизненную славу поглотило посмертное забвение: дети художника были вынуждены отказаться от наследства, чтобы оплатить огромные отцовские долги, многие написанные Ливенсом портреты были приписаны Рембрандту, а его полотна для английского королевского двора и вовсе были утрачены.

Автор: Анна Пашина