Питер Ластман учился у художника Геррита Питерса. По окончании обучения он отправился в Италию и некоторое время проживал в Риме и Венеции. Там он познакомился с творчеством Караваджо. В Риме он входил в круг художников, объединившихся вокруг Адама Эльсхаймера. В 1607 г. он вернулся в Амстердам. Его первые работы датированы 1606 г. Ластман писал картины на библейские и мифологические сюжеты на фоне красивых пейзажей, например бегство в Египет, Одиссей и Навсикая, Мидас и воскресение Лазаря.
Ластман быстро завоевал славу художника, пишущего на исторические темы, у него была богатая мастерская, картины продавались по хорошим ценам. В 1618 г. Ластман был признан самым выдающимся художником своего родного города Амстердама. В 1619 г. он принял на обучение Яна Ливенса. В 1625 г. в течение полугода у Ластмана учился композиции и живописному историческому повествованию Рембрандт.
Ученик маньериста Свелинка, Ластман отправляется в Италию, куда прибывает в 1603 и поселяется в Риме, о чем свидетельствует его непосредственные воспоминания о Караваджо и Эльсхеймере; эти контакты сыграли решающую роль в формировании его стиля. По возвращении в Голландию не раньше 1605, он становится одним из самых характерных амстердамских художников; в его мастерской в 1619-1621 учился Ливенс, а в 1624-1625 Рембрандт, который, пробыв здесь только шесть месяцев, на всю жизнь сохранит свое восхищение перед искусством Ластмана. Заслугой Ластмана было то, что после Эльсхеймера и маньеристов Утрехта и Харлема он создал действительно новую живопись на исторические и библейские сюжеты, повествовательную, реалистичную и подчеркнуто психологичную. Согласно некоторым архивным документам художник до самой смерти оставался в Амстердаме.
Самые ранние из известных работ Ластмана созданы только в 1603 (два датированных рисунка, Амстердам, Гос. музей, возможно, исполнены в Италии, но еще в маньеристическом стиле). В Риме Ластман был особенно увлечен Эльсхеймером. После милых, но еще очень подражательных картин («Бегство в Египет», 1608, Роттердам, музей Боймансаван Бёнингена; «Отдых св. семейства», Геттинген, университетский музей), он пишет оригинальные произведения, такие, как «Одиссей и Навсикая» (1609, Брауншвейг, музей герцога Антона-Ульриха), носящее отпечаток риторики с изысканными жестами, рельефными драпировками, аккордами противоположных цветов, служащих источником новой выразительности. Находившийся прежде под влиянием Эльсхеймера, Ластман, таким образом, создает свои первые исторические картины, очень драматичные, с почти «варварской» грубостью, но тем самым типично северные. Помимо наследия Эльсхеймера, художник использует уроки харлемских маньеристов и караваджистов, о чем свидетельствует впечатляющее «Снятие с креста» (1612, Лилль, Музей изящных искусств). Уже в этом чрезвычайно повествовательном и психологическом произведении, проявляется элемент гротеска, который станет великим новаторством Рембрандта. В тот же период были созданы испозантные, хорошо построенные картины, изобилующие персонажами и написанные в светлом колорите («Орест и Пилад», 1614, Амстердам, Гос. музей; «Жертвоприношение Авраама», 1616, Париж, Лувр; «Иаков и Лаван», 1612, Булонь-сюр-Мер, музей; «Избиение младенцев», Брауншвейг, музей герцога Антона-Ульриха; «Христос и хананеянка», 1617, Амстердам. Гос. музей). Однако после 1620 искусство Ластмана приходит в упадок, словно художник стремится смягчить первоначальную резкость («Авраам и три ангела», 1621, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; «Пророк Елисей и сонамитянка», ок. 1620-1621, Москва, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина).
Ластман и Рембрандт. Влияние Ластмана на Рембрандта можно проследить на нескольких ярких примерах - «Ослица Валаамова» Ластмана (1622, Клейтон Ревел, собрание Палмера) и ее вариант, написанный Рембрандтом в 1626 (Париж, музей Коньяк-Же); «Кориолан» Ластмана (1622, Дублин, Тринити-колледж) и загадочная картина Рембрандта с изображением римского консула и германских легионеров (1626, Лейден, музей): графизм штриховки и пунктирные, иногда параллельные линии, частое использование угля и сангины, - все это характерно как для Ластмана, так и для молодого Рембрандта. В его рисунке угадывается выразительное великолепие, которое Ластман сумел передать Рембрандту, имевшему два альбома рисунков своего первого учителя. Даже в «Листе в 100 гульденов», созданном Рембрандтом в зрелый период своего творчества (ок. 1649), все еще слышно эхо искусства Ластмана. Примечательно также, что заимствования из Ластмана проявляются и в школе Рембрандта, например в творчестве Барента Фабрициуса («Изгнание Агари», Сан-Франциско, Мемориальный музей Янга, и картина Ластмана на тот же сюжет, 1612, Гамбург, Кунстхалле). Все это лишний раз доказывает, что для Рембрандта Ластман был учителем par excellence.