Регистрация
Питер Питерс Ластман
Питер Питерс
 Ластман
Нидерланды 1583−1633
Подписаться1                
Подписаться1                
Биография и информация
 

Питер Ластман учился у художника Геррита Питерса. По окончании обучения он отправился в Италию и некоторое время проживал в Риме и Венеции. Там он познакомился с творчеством Караваджо. В Риме он входил в круг художников, объединившихся вокруг Адама Эльсхаймера. В 1607 г. он вернулся в Амстердам. Его первые работы датированы 1606 г. Ластман писал картины на библейские и мифологические сюжеты на фоне красивых пейзажей, например бегство в Египет, Одиссей и Навсикая, Мидас и воскресение Лазаря.

Ластман быстро завоевал славу художника, пишущего на исторические темы, у него была богатая мастерская, картины продавались по хорошим ценам. В 1618 г. Ластман был признан самым выдающимся художником своего родного города Амстердама. В 1619 г. он принял на обучение Яна Ливенса. В 1625 г. в течение полугода у Ластмана учился композиции и живописному историческому повествованию Рембрандт.

Ученик маньериста Свелинка, Ластман отправляется в Италию, куда прибывает в 1603 и поселяется в Риме, о чем свидетельствует его непосредственные воспоминания о Караваджо и Эльсхеймере; эти контакты сыграли решающую роль в формировании его стиля. По возвращении в Голландию не раньше 1605, он становится одним из самых характерных амстердамских художников; в его мастерской в 1619—1621 учился Ливенс, а в 1624—1625 Рембрандт, который, пробыв здесь только шесть месяцев, на всю жизнь сохранит свое восхищение перед искусством Ластмана. Заслугой Ластмана было то, что после Эльсхеймера и маньеристов Утрехта и Харлема он создал действительно новую живопись на исторические и библейские сюжеты, повествовательную, реалистичную и подчеркнуто психологичную. Согласно некоторым архивным документам художник до самой смерти оставался в Амстердаме.

Самые ранние из известных работ Ластмана созданы только в 1603 (два датированных рисунка, Амстердам, Гос. музей, возможно, исполнены в Италии, но еще в маньеристическом стиле). В Риме Ластман был особенно увлечен Эльсхеймером. После милых, но еще очень подражательных картин («Бегство в Египет», 1608, Роттердам, музей Боймансаван Бёнингена; «Отдых св. семейства», Геттинген, университетский музей), он пишет оригинальные произведения, такие, как «Одиссей и Навсикая» (1609, Брауншвейг, музей герцога Антона-Ульриха), носящее отпечаток риторики с изысканными жестами, рельефными драпировками, аккордами противоположных цветов, служащих источником новой выразительности. Находившийся прежде под влиянием Эльсхеймера, Ластман, таким образом, создает свои первые исторические картины, очень драматичные, с почти «варварской» грубостью, но тем самым типично северные. Помимо наследия Эльсхеймера, художник использует уроки харлемских маньеристов и караваджистов, о чем свидетельствует впечатляющее «Снятие с креста» (1612, Лилль, Музей изящных искусств). Уже в этом чрезвычайно повествовательном и психологическом произведении, проявляется элемент гротеска, который станет великим новаторством Рембрандта. В тот же период были созданы испозантные, хорошо построенные картины, изобилующие персонажами и написанные в светлом колорите («Орест и Пилад», 1614, Амстердам, Гос. музей; «Жертвоприношение Авраама», 1616, Париж, Лувр; «Иаков и Лаван», 1612, Булонь-сюр-Мер, музей; «Избиение младенцев», Брауншвейг, музей герцога Антона-Ульриха; «Христос и хананеянка», 1617, Амстердам. Гос. музей). Однако после 1620 искусство Ластмана приходит в упадок, словно художник стремится смягчить первоначальную резкость («Авраам и три ангела», 1621, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж; «Пророк Елисей и сонамитянка», ок. 1620−1621, Москва, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина).

Ластман и Рембрандт. Влияние Ластмана на Рембрандта можно проследить на нескольких ярких примерах — «Ослица Валаамова» Ластмана (1622, Клейтон Ревел, собрание Палмера) и ее вариант, написанный Рембрандтом в 1626 (Париж, музей Коньяк-Же); «Кориолан» Ластмана (1622, Дублин, Тринити-колледж) и загадочная картина Рембрандта с изображением римского консула и германских легионеров (1626, Лейден, музей): графизм штриховки и пунктирные, иногда параллельные линии, частое использование угля и сангины, — все это характерно как для Ластмана, так и для молодого Рембрандта. В его рисунке угадывается выразительное великолепие, которое Ластман сумел передать Рембрандту, имевшему два альбома рисунков своего первого учителя. Даже в «Листе в 100 гульденов», созданном Рембрандтом в зрелый период своего творчества (ок. 1649), все еще слышно эхо искусства Ластмана. Примечательно также, что заимствования из Ластмана проявляются и в школе Рембрандта, например в творчестве Барента Фабрициуса («Изгнание Агари», Сан-Франциско, Мемориальный музей Янга, и картина Ластмана на тот же сюжет, 1612, Гамбург, Кунстхалле). Все это лишний раз доказывает, что для Рембрандта Ластман был учителем par excellence.

Читать дальше

Лента
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Если вам нравится пост пользователя — отметьте его как понравившийся и это увидят ваши друзья
Комментируйте, обсуждайте пользовательские публикации и действия. Добавляйте к комментариям нужные фотографии, видео или звуковые файлы.
В 1618 году 35-летний голландский исторический живописец Питер Ластман, усвоивший в Италии манеру Караваджо и вернувшийся на родину, был признан в родном Амстердаме не больше не меньше – самым выдающимся художником города.

У Ластмана была роскошная мастерская, его картины отлично и по хорошим ценам продавались, к нему приходили учиться самые талантливые юные художники. И уж навряд ли Ластман мог предположить, что 19-летний неказистый сын мельника, который в 1625-м году всего полгода проучится в его мастерской, заставит Амстердам, а вместе с ними весь мир забыть имя успешного живописца Ластмана. Звали этого ученика Питера Ластмана – Рембрандт ван Рейн.

Питер Питерс Ластман. Жертвоприношение Авраама
Питер Питерс Ластман
1616, 42×36 см

Рембрандт Харменс ван Рейн. Жертвоприношение Авраама
Рембрандт Харменс ван Рейн
1635, 193×132 см
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
Вся лента
Работы художника
всего 18 работ
Питер Питерс Ластман. Ангел и Товия с рыбой (фрагмент)
0
Ангел и Товия с рыбой (фрагмент)
1625
Питер Питерс Ластман. Прощание Агари
0
Прощание Агари
1612, 71×49 см
Питер Питерс Ластман. Ангел и Товия с рыбой
0
Ангел и Товия с рыбой
1625, 59×34 см
Питер Питерс Ластман. Жертвоприношение Авраама
0
Жертвоприношение Авраама
1616, 42×36 см
Питер Питерс Ластман. Авраам на пути в Ханаан
0
Авраам на пути в Ханаан
Питер Питерс Ластман. Благовещение
0
Благовещение
Питер Питерс Ластман. Одиссей и Навсикая
0
Одиссей и Навсикая
Питер Питерс Ластман. Оспаривание у алтаря
0
Оспаривание у алтаря
Питер Питерс Ластман. Одиссей
0
Одиссей
Посмотреть все 18 работ художника
HELP