войти
опубликовать

Иван
Федорович Шультце

Россия • 1874−1939
Иван Федорович Шультце (21 октября 1874 г., Санкт-Петербург — 1939 г., Ницца) — русский живописец, пейзажист, писавший картины в стиле реализма. За свои удивительные произведения, наполненные яркими солнечными лучами, художник Иван Шультце удостоился от критиков звания «волшебник света». Ученик Крыжицкого и Куинджи.

Особенности творчества Ивана Шультце: обладая невероятной способностью натуралистично изображать на холсте свет луны и солнца, живописец создавал поистине шедевральные полотна. Глядя на его картины, сложно поверить в то, что это нарисовано кистью и красками: пейзажи Шультце больше похожи на фотографии, слегка обработанные в графическом редакторе. Произведения этого гения лирического пейзажа наполнены нежной любовью к природе и романтизмом. Почитателями таланта Шультце, помимо коллекционеров и ценителей искусства из среднего класса, были члены царской семьи, а также ювелир Карл Фаберже. В 30-х годах прошлого века многие европейские художники копировали стиль Шультце, подражая ему, а то и полностью срисовывая его картины.

Известные картины художника Шультце: «Лыжня», «Море», «Во власти зимы», «Ницца в лунную ночь», «Павловск», «Парфенон после бури», «Вечер на Капри», «Летний день», «Весна в Альпах», «Закат на Адриатическом море», «Сад в Ницце», «Скалы Фаральони».

Картины Шультце: красота, запечатленная на холсте

Детство и юность будущего художника прошли в Санкт-Петербурге. Иван мечтал посвятить себя инженерному делу: юношу влекла к себе таинственная сила электричества, его способность создавать свет. Годы учебы на инженера не прошли даром: Иван Шультце размышлял над возможностью строительства гидроэлектростанции на водопаде Иматра, а полученное электричество он планировал использовать для освещения домов и улиц. К слову, электростанцию на водопаде построили в 1920 году, однако без участия Шультце.

Сведений о том, как и когда Иван начал рисовать, нет. Его первыми работами считаются этюды, которые он показал известному русскому пейзажисту Константину Крыжицкому. Шультце тогда было за тридцать. Увиденное настолько поразило Крыжицкого, что он тут же предложил Ивану учиться живописи. Тот согласился: Крыжицкий был членом Академии художеств, учеба в которой считалась делом престижным и перспективным.

Картинам Шультце, написанным в период обучения, присуща стилистика швейцарского мастера живописи Александра Калама. Ивану нравились пейзажи Калама и он оттачивал свое мастерство, подражая этому художнику. Это заметно даже на полотнах с изображением арктических пейзажей — Шультце написал их во время экспедиции на остров Шпицберген, отправившись туда в 1910 году по приглашению Крыжицкого.

Дальше было признание публики, многочисленные выставки, популярность. Полотна Шультце стали активно покупать, особым спросом пользовались его пейзажи, сделанные в виде открытых писем. После революции 17-го года художник некоторое время не мог определиться с дальнейшими планами, пока в 1921 году не уехал в Европу. Там Шультце ждал успех: на выставках его наполненные светом невероятно реалистичные картины раскупались почти мгновенно, газеты восторгались талантом живописца. В 1927 году произведения Ивана Шультце пересекли пролив Ла-Манш, чтобы предстать перед английской публикой, а в 1928 году возможность увидеть волшебные пейзажи Шультце получили жители Америки.

Дальнейшая жизнь этого удивительного художника покрыта тайной: известно лишь, что примерно в середине 30-х Шультце уехал в Ниццу. Там он и похоронен, а на каменном надгробии 1939-й год указан как год его смерти.

Сегодня произведения Шультце украшают залы таких музеев, как Музей изящных искусств (Монреаль), Санкт-Петербургский Музей Арктики и Антарктики, Музей искусств (Индианаполис), Музей Хиллвуд (Вашингтон), Дагестанский музей изобразительных искусств и пр.
Перейти к биографии