войти
опубликовать

Иероним
Босх

Нидерланды • 1450−1516
Приложение художника для iPhone и Android

Назад в будущее: ипотечный кризис, Евровидение и другие катастрофы, предсказанные Босхом 500 лет назад

Биограф Иеронима Босха – Линда Харрис – считает, что ее герой обладал даром предвидения. В своих картинах, уверена она, Босх предсказывал будущие войны, эпидемии и экологические катаклизмы. Что-то подобное предсказывали многие: не нужно быть антропологом, чтобы понимать – болеть и воевать люди будут до тех пор, пока не вымрут. Однако Босх не просто предвидел «апокалипсис сегодня», он в точности знал, как этот апокалипсис будет выглядеть. Достаточно вглядеться в его картины попристальней, чтобы убедиться: Босх достоин войти в историю не только как великий живописец, но и как автор пугающе конкретных прозрений.

Мировая геополитика


На первый взгляд, картина «Фокусник» - незатейливый образчик жанровой живописи. Катала дурачит простака посредством старого как мир трюка с «наперстками». Пока тот зачарованно следит за руками, уличный воришка «подрезает» его кошелек. Один из зевак, воспользовавшись тем, что всеобщее внимание приковано к столу фокусника, щупает девицу. За происходящим с живым интересом наблюдают сова, специально обученная собачка и переодетый монахиней Путин – у него здесь явно свой интерес.

Кручу-верчу, мирового господства хочу: Босх в точности предсказал, как будет выглядеть в наше время всякая геополитическая заварушка. Тут и очередной секс-скандал, и дрессированные лоббисты, и молчаливое покровительство духовенства. Но главное – суть. Пока «на сцене» показывают фокусы с кредитами, санкциями и прочими гипнотическими реструктуризациями, кто-нибудь у кого-нибудь что-нибудь отжимает: самое интересное всегда происходит за кулисами.

Сальвадор Дали


Некоторые считают, что картины Иеронима Босха были для Сальвадора Дали могучим источником вдохновения. Другие полагают, что Сальвадор попросту заимствовал у Босха персонажей, сюжеты и интонации. Куда любопытней теория, согласно которой Босх не только предвосхитил появление сюрреализма в живописи, но и предсказал пришествие его главного героя.
К примеру, некоторые горячие головы видят недвусмысленный намек во фрагменте «Сада земных наслаждений». Это ключ, бородка которого напоминает латинскую “S”, а общий силуэт – букву “D”. Впрочем, зачем искать инициалы, если на левой «райской» створке триптиха Босх нарисовал самого Дали.
Прибрежный камень и ящерки складываются в снисходительно-дружеский шарж, посредством которого Босх как бы говорит своему наследнику: «Ты, конечно, и сам с усами, но все сюрреалистические чудеса (включая тебя самого) я видел еще в XV веке». В целом это можно считать напутствием. Босх видел в Дали достойного преемника. В противном случае, поместил бы его на правую створку.

ГМО


Клубника размером с амбар, синичка-переросток, летучая сельдь, которая произвела бы впечатление на Хемингуэя и Спилберга. Все то, чем вскоре будут гордиться современные генетики, у Босха колосилось, кишело и плескалось уже 500 лет тому. Как и полагается истовому католику, едва ли он был в восторге от идеи подправить замысел творца. В том, что сегодня генетика отрастила гигантскую кукурузину и меряется с другими науками за статус главнейшей, Босх явно видит приметы завтрашнего апокалипсиса. «Не убий, не укради, не модифицируй», - предостерегает он потомков, живописуя последствия, вызванные поеданием трансгенов.
Все "генетически модифицированные продукты" - с центральной части триптиха "Сад земных наслаждений".

Реалити-шоу


Голые люди за стеклом? Каким-то непостижимым образом – через годы, через расстоянья – Иероним Босх не только увидел расцвет реалити-ТВ, но и предугадал название одного из первых и самых резонансных шоу.
Вообще, «Сад земных наслаждений» - это довольно подробное отображение современного телевидения, можно сказать, полная сетка вещания. Левая створка триптиха – это эфир официальных имперских телеканалов. Здесь царят благолепие и процветание, и если кто-то кого-то ест, то исключительно ради укрепления национальной идеи, восстановления исторической справедливости и тому подобных богоугодных задач. Центральная часть – развлекательный сегмент с интеллектуальными аттракционами вроде «Дома 2», «Последнего героя» и «Адской кухни». Ну а правая створка – это, конечно, новости и сериалы телекомпании HBO.

Ипотечный кризис-2007


Если посмотреть на картину «Искушение святого Антония», на заднем плане можно разглядеть вполне современные здания. Не иначе, это высотки Уолл-стрит, а Антоний – святой человек, который лишь однажды поддался соблазну и взял ипотеку. Вы можете видеть, как в отдалении судебные приставы выносят имущество Антония – лестницу, тряпки, спутниковую антенну. Но и этого мало: Антоний со всех сторон окружен кредиторами – один из них даже пришел с молотком. Антоний – задумчив, в его глазах читаются вопросы: «где я ошибся?», «когда все пошло не так?». В самом деле, рынок недвижимости казался таким устойчивым. И только Босх в ХVI веке знал, чем все обернется. К слову, теме финансового кризиса посвящены многие работы Иеронима Босха. Поэтому его герои столь скудно одеты и часто обитают в дуплах.

Евровидение


Верно, группа “Lordi” и Кончита Вюрст перещеголяли самые смелые фантазии Иеронима Босха. Но в целом, направление, в котором будет развиваться главный песенный конкурс планеты в третьем тысячелетии, художник предсказал довольно точно: парад-алле типичных конкурсантов «Евровидения» можно обнаружить едва ли не в каждой его работе.

Что касается правой створки «Сада земных наслаждений», так называемого «Музыкального ада», ее искусствоведы трактуют неверно. Принято считать, что музыкальные инструменты, выполняющие функции пыточных орудий, появились у Босха, поскольку в его времена церковь считала грехом всякую полифоническую музыку. Это не так. «Распятие на арфе», заключение в барабан, флейта, размещенная там, где ей самое место, – все это коллективная мечта о воздаянии вполне конкретным финалистам. Это не то, чего Босх боялся сам или хотел напугать потомков. Это то, чем он грезил.

Автор: Андрей Зимоглядов