Государственный Эрмитаж в залах Зимнего дворца проводит выставку
«Искусство русского офорта. Вторая половина XIX – начало XX века».
Экспозиция создана на основе собрания Государственного Эрмитажа и посвящена второй половине XIX – началу XX века, когда этот вид печатной графики приобрел наибольшую популярность. Для экспозиции отобрано 190 офортов, большинство из которых публикуются впервые. К настоящему времени в Эрмитаже хранится одно из самых ценных собраний русского офорта.
Выставка познакомит с наследием таких выдающихся офортистов, как В. А. Бобров, Л. Е. Дмитриев-Кавказский, Э. К. Липгарт, В. В. Матэ, Н. С. Мосолов, И. П. Пожалостин, М. В. Рундальцов, А. И. Сомов. Впервые в Эрмитаже демонстрируются уникальные образцы работ в этой технике знаменитых художников-живописцев Т. Г. Шевченко, Н. Н. Ге, И. Н. Крамского, И. И. Шишкина, И. Е. Репина, В. А. Серова.
На выставке впервые монографически представлена история русского офорта – особого вида гравировального искусства, имеющего двойное значение. Этим термином называют технику рисунка, исполняемого офортной иглой по грунту, нанесенному на металлическую (медную, цинковую или латунную) доску, подвергаемую затем травлению «крепкой водкой» (азотной кислотой) до проявления углубленного изображения и получения с него на печатном станке красочного оттиска. Офортом называется также эстамп, выполненный данным способом гравирования и отпечатанный на бумаге. Замечательный мастер офорта В. А. Серов справедливо признавал это искусство как «нечто схожее с гравюрой, но в тысячу раз живописнее, художественней», его современник И. И. Левитан с восторгом отзывался о своих занятиях офортом: «Какая прелесть, это выше живописи».
Подготовлено по материалам официального сайта музея
Государственный Эрмитаж.