Регистрация
О выставке

ПИКАССО — ЛОТРЕК: истоки и пересечєния. В рамках празднования 25-летия музея Тиссен-Борнемиса в Мадриде, 17 октября, открылась удивительная парная выставка двух великих мастеров - Анри Тулуз-Лотрека и Пабло Пикассо, на которой представлено более ста работ, привезенных из музеев и частных коллекций 13 стран.

Сразу надо сказать, что выставка удивляет и очаровывает. Давайте же разбираться, почему эти два персонажа оказались «плечом к плечу» в залах мадридского музея. Жизни Лотрека и Пикассо пересеклись в нашей вселенной всего на 20 лет, почти год художники жили в одном городе - в Париже, но никогда не видели друг друга. Лотреку пришлось пройти недолгий тернистый путь отвергнутого, не вписывающегося в стандарты семьи, наследника аристократов, а Пикассо было суждено прожить долгую, бурную и плодотворную жизнь новатора в искусстве. В начале своей дороги Пикассо боготворил Лотрека и активно пользовался его приемами: его линией, мелким моросящим мазком, силуэтностью.

Оба художника выступали против снобизма и пуританства в искусстве, были открыты переменам и чувствовали новое дыхание времени. В экспозиции соседствуют картины двух мастеров, объединенные общими темами: богема, маргинальное общество, цирковые бродяги, женщины, тайна эроса. Скользим взглядом по работам: перед нами предстают «тот самый» Лотрек и совсем другой Пикассо, которого мы мало знаем и мало видели: 20-ти летний юноша, только что прибывший в Париж на международную выставку.

В залах музея Тиссен-Борнемиса удивительный изящный Лотрек выступает как константа, Пикассо - как переменная. Здесь аристократичная линия первого воспевает красавиц богемы и будни маргинального общества, другой вторит своему «учителю» и становится очевидно, что молодой художник пропитан парижской атмосферой, заражен «лотрековской лихорадкой» учится у него и поворачивается к зрителю такой стороной, по которой многие никогда бы не узнали автора знаменитой «Герники». Впрочем, судите сами.

После периода подражания Лотреку Пикассо изменится, вскоре начнется его знаменитый голубой период, затем розовый и последующие бесконечные метаморфозы, которыми так славен этот художник. Но в конце жизни, в 1972 году Пикассо пишет «Портрет сидящего мужчины в шляпе» и, словно замыкая круг, возвращается к образу Лотрека, но уже на совсем ином витке своего мировосприятия.

Концепция параллельных выставок в последнее время становится очень популярной, так как предоставляет зрителю замечательную возможность сравнить творчество художников, найти параллели и связи, проанализировать их и, может быть, понять что-то большее на основе объединенного визуального ряда.

Влияние Лотрека на раннего Пикассо упоминалось неоднократно и сомнению не подлежит, но подобная объединенная выставка двух художников проводится впервые, что делает ее более привлекательной. Эта экспозиция пробуждает интерес к вопросу формирования художника: что и кто на него влияет. В рамках мадридского мероприятия рассматривается эволюция Пикассо через творчество Лотрека. Кто повлиял на становление самого Лотрека - остается «за кадром», но, безусловно, это может быть темой для новой выставки.

Автор: Наталья Макшеева

Фото экспозиции (источник): ep01.epimg.ne. Фото 2 и 3 — elpais.com, Inna Flores

Работы
Ещё выставки
HELP