Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Сопоставить произведения двух великих мастеров современного искусства решили в 2017 году кураторы Музея Тиссена-Борнемиссы в Мадриде. Выставка«Пикассо / Лотрек» — это первый показ,визуализирующий связь,на которую неоднократно указывали искусствоведы. Экспозиция не просто исследует клише молодого Пабло Пикассо,которого творчество Анри де Тулуз-Лотрека увлекло ещё на ранних этапах в Барселоне и Париже. Она прослеживает длительное влияние француза на всю карьеру испанского художника,включая поздний период.
Кураторы собрали более ста работ из примерно шестидесяти публичных и частных коллекций по всему миру. Картины сгруппированы по темам,которые интересовали обоих художников: карикатурные портреты; ночная жизнь; кабаре и театры; суровая реальность маргиналов; цирк и эротическая вселенная публичных домов.
Анри де Тулуз-Лотрек, «Автопортрет» (1893). Фонд Пьера Жианадды, Мартиньи
Пабло Пикассо и Анри де Тулуз-Лотрек никогда не встречались. К тому времени,как первый появился в Париже в октябре 1900 года,второй был серьёзно болен и преждевременно скончался в следующем году. Несмотря на это,радикальное творчество Лотрека и его концепция современности оказали очень сильное влияние на молодого испанца. Благодаря коллеге,Пикассо обнаружил множество аспектов современного общества,которые повлияли на его подход к искусству.
Художественная карьера Лотрека продолжалась всего пятнадцать лет,тогда как у Пикассо растянулась на семь десятилетий. Они оба ещё с детства проявили блестящие художественные задатки и отвергли навязанное им академическое обучение. Их обоих в молодости привлекал Париж и оба последовательно заимствовали из очень похожих исторических источников,таких как Энгр, Дега и Эль Греко. Но одним из ключевых факторов,придающих смысл творчеству обоих художников,было,прежде всего,их мастерство рисования.
Слева: Анри де Тулуз-Лотрек,«Певица Иветта Гильбер исполняет песенку „Задержитесь дольше,Лу“»(1884). ГМИИ им. Пушкина,Москва
С самого раннего возраста они заполняли сотни альбомов необычайно искусными рисунками. Можно сказать,что оба думали и выражали себя через рисование,а каждой новой работе предшествовали бесконечные эксперименты на бумаге.
Анри де Тулуз-Лотрек очень быстро осознал необыкновенную способность карикатуры выражать индивидуальность его моделей. Он сделал множество таких рисунков,в том числе,играя на своём необычном облике. В 1893 году он изобразил себя рисующим(по другой версии,читающим газету) на обратной стороне плаката«Японский диван» — в запоминающейся шляпе.
Пикассо же поэкспериментировал с карикатурой в «Автопортрете в цилиндре»(1901), где проститутки на заднем плане напоминают работы Лотрека. Характерный стиль и техника,в которых француз изображал танцовщицу Жанну Авриль,видны в работах,вошедших в первую выставку Пикассо в Париже в 1901 году: «Женщина в пелерине», «Женщина в шляпе с перьями» и «Улыбающаяся женщина».
Слева: Пабло Пикассо,«Автопортрете в цилиндре»(1901). Частная коллекция
Тулуз-Лотрек оставил непревзойдённую серию образов представителей маргинальной и богемной среды. В Мадриде они представлены работами«В кафе: клиент и анемичная кассирша»(1899), «В отдельном кабинете(В «Дохлой крысе»)"(ок. 1899), а также портретами звёзд ночных шоу — Аристида Брюана,Иветты Гильбер,Жанны Авриль и других. Пикассо также испытывал ненасытное любопытство к экспрессивной ночной жизни Парижа. Это иллюстрируют его полотно«В Мулен Руж», портрет куртизанки Марго«Ожидание» и «Ужинающие». Все три датируются 1901 годом.
Слева: Анри де Тулуз-Лотрек,«В кафе: клиент и анемичная кассирша»(1899). Кунстхаус,Цюрих
Анри де Тулуз-Лотрек, «В отдельном кабинете (В «Дохлой крысе»)» (1900). Галерея Курто, Лондон
Пабло Пикассо, «Ожидание (Марго)» (1901). Музей Пикассо, Барселона
Пикассо и Тулуз-Лотрека увлекала спонтанная магия цирка. Оба идентифицировали арлекина и клоуна,маргинальных персонажей,с фигурой художника в современном обществе. Француз сделал серию рисунков на эту тему,когда лечился от алкоголизма в 1899 году,а испанец нашёл меланхоличный и драматический подход к ней в 1902-м,когда его циркачи стали олицетворять изгоев парижской ночной жизни.
Анри де Тулуз-Лотрек, «Цирк, выход на арену» (1899). Музей Гетти, Лос-Анджелес
Пабло Пикассо, «Сидящий арлекин» (1905). Музей Берггрюна, Берлин
Проституция была ещё одной общей темой двух художников. Но чуткий подход Лотрека далёк от эротического и,подчас,порнографического взгляда Пикассо. Хотя в его картинах видно сочувствие к женщинам,страдающим сифилисом. Их наброски он сделал в больнице Святого Лазаря в 1902 году.
Анри де Тулуз-Лотрек, «Рыжеволосая в белой блузе» (1889). Музей Тиссена-Борнемисы
Пабло Пикассо, «Женщина с чёлкой» (1889). Балтиморский художественный музей
Выставка«Пикассо / Лотрек» в Музее Тиссена-Борнемисы в Мадриде продлится до 21 января 2018 года.