Регистрация
Тема в Артхиве
Искусство детям
14 статей  •  3 теста

Танцовщицы на репетиции

Предложить название
1877, 50×63 см • Пастель, Картон

Описание картины «Танцовщицы на репетиции»

Французский балет второй половины XIX века был в упадке. Это период между двумя большими яркими вспышками. Эпоха романтического балета, когда балерины впервые встали на пуанты и научились буквально парить над сценой, уже позади. Героический пафос и роковые страсти эпохи романтизма выцвели и обмельчали. А ошеломительный эффект, новый всплеск интереса к балету благодаря Русским сезонам Дягилева - еще впереди. До него больше 30 лет. При Дега танцовщиц сослали в кордебалет, чтобы сопровождали оперные постановки и дразнили воображение зрителей открытыми обнаженными ногами. Не так уж много было мест в Париже, где это развлечение (женские ноги) было доступно без ущерба для репутации.

В Париже не было великолепных танцовщиц и впечатляющих постановок. Только китчевые массовки и целая армия «балетных крыс», ожидающих сольных партий. Крысами называли девочек-подростков из бедных семей, которые поступали в балетную школу в надежде прокормить себя и сделать карьеру благодаря ходатайству и сомнительному вниманию немолодых состоятельных буржуа. Каждый вечер за кулисами появлялись мужчины, имевшие особые привилегии. Эдгар Дега был одним из них. Только цель его посещений отличалась от целей большинства. Он несколько лет добивался разрешения писать репетиции и балетные уроки за кулисами Парижской Оперы. Другие удовольствия его не интересовали.

У балетных крыс, которых писал Дега, было больше общего с прачками и белошвейками, чем со знаменитыми, купающимися в роскоши куртизанками и оперными дивами. Разве что легкие полупрозрачные ткани юбок и атласные ленты пуант создавали впечатление, что перед вами неземное создание, легкое и очаровательное.

«Танцовщицы на репетиции» - одна из закулисных пастелей Дега. Подсмотренный короткий момент балетной повседневности. Изгиб деревянной лестницы, под которой, скорее всего, устроился художник, обрезанные правым краем фигуры танцовщиц - любимые приемы Эдгара Дега. Все вместе они создают впечатление случайного, мимолетного взгляда, фиксируют действительность без попытки приукрасить и упорядочить.

Но это впечатление случайности обманчиво. Дега всегда продумывал и выстраивал композицию работы с точностью дотошного чертежника или архитектора. Математики в его картинах столько же, сколько живописной непринужденности. Он делал наброски в балетных школах, но чаще приглашал юных танцовщиц в свою студию и делал десятки зарисовок прежде чем найти нужный ракурс и выразительную позу. Он рисовал на кальке, накладывал новые листы поверх отрисованных - и меняя контур, добивался желаемой точности.

Однажды в студию художника нагрянула полиция. Стражам порядка показалось подозрительным, что каждый день, утром и вечером, Дега посещают несовершеннолетние девочки-танцовщицы. Но репутация художника оказалась безупречной: он только и делал, что выставлял их в неудобные позы и не позволял шевелиться по несколько часов.

Автор: Анна Сидельникова
Читать всю аннотациюСвернуть

Эта работа в подборках пользователей

  • Полуфигура балерины со скрещенными за головой руками
  • Четырнадцатилетняя балерина
  • Балерина  Улла Поульсен в балете «Шопениана»
Балет
16 работ • 0 комментариев
  • Танцовщицы на репетиции
Балет
1 работа • 0 комментариев
  • Жорж Клемансо
  • Хороший стакан пива
  • В кабачке папаши Латюиля
Импрессионизм
82 работы • 0 комментариев
  • Девушка среди мальв (Фея цветов; Роса)
  • Девушки в черном
  • Танцовщицы на репетиции
1
20 работ • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Девушки в черном
8
Девушки в черном

1882, 81.3×65.2 см
Девушка среди мальв (Фея цветов; Роса)
6
Девушка среди мальв (Фея цветов; Роса)

Конец XIX века, 128×64 см
Балерина  Улла Поульсен в балете «Шопениана»
2
Балерина Улла Поульсен в балете «Шопениана»

1927
Хороший стакан пива
1
Хороший стакан пива

94×73 см
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.