Дэвид Хокни (англ.
David Hockney, род. 9 июля 1937) – британский художник, большую часть жизни проживший в Калифорнии. Родился в рабочей семье, но с детства увлекался живописью. Самые знаменитые свои «солнечные» полотна пишет после переезда в США. Изобретает новые техники и экспериментирует со стилями. В 2001 году выпустил книгу «Секретное знание», где раскрыл тайну реалистичности картин эпохи Возрождения.
Особенности творчества художника Дэвида Хокни: на самых популярных картинах Хокни в стиле поп-арт изображены бассейны с ярко-голубой прозрачной водой. Многие работы художника выполнены с почти фотографической реалистичностью. Кроме того, Хокни изобрел собственную технику создания фотоколлажей из сотен маленьких фотографий, снятых с одной точки.
Известные картины Дэвида Хокни: «Портрет художника (Бассейн с двумя фигурами)»,
«Мои родители»,
«Питер выбирается из бассейна Ника»,
«Мистер и миссис Кларк и Перси»,
«Шоссе Пирблоссом»,
«Высокие деревья близ Уортера».
У Дэвида Хокни есть любимый анекдот. Мужчина приходит к врачу и спрашивает, что ему нужно сделать, чтобы прожить как можно дольше. Доктор после нескольких вопросов об образе жизни делает заключение: «Вам нужно бросить пить, курить, отказаться от жирной пищи и от секса». Мужчина в ужасе спрашивает: «И тогда я буду жить дольше?» Доктор отвечает: «Нет. Но вам определенно будет казаться, что это так».
В случае с Дэвидом Хокни эта шутка звучит особенно смешно. Художник считается одним из самых популярных живописцев среди ныне здравствующих. И при этом Хокни всю жизнь ни в чем себе не отказывал: ни в любви, ни во вредных привычках, ни в развлечениях. Правда, после того, как пересек рубеж в три четверти века, ему пришлось отказаться от алкоголя (хотя он заменил его… медицинской марихуаной), но даже в преклонном возрасте Хокни не бросил курить и неоднократно заявлял, что всегда открыт для новых любовных приключений.
Точно таким же – полным энтузиазма, неутомимым экспериментатором – Дэвид Хокни всегда был в своей работе. И именно ее он называет главной любовью всей своей жизни. Даже будучи настоящим стариком по некоторым меркам (но только не по своим собственным), он продолжал искать новые способы творить и делиться своим творчеством с людьми: рисунки на электронных гаджетах, мультимедийные экраны, видеоинсталляции… Никто не удивился бы, если бы рано или поздно Хокни начал показывать публике картинки из будущего.
Точка отсчета
Всех людей в мире условно можно разделить на два типа (как сейчас модно говорить применительно к чему угодно): тех, чьей судьбой управляют случайности, и тех, в чьей жизни правят бал предопределение и предназначение. Дэвида Хокни с полной уверенностью можно отнести ко второй категории. Его жизнь и карьера выстраивались по такому идеально прямому вектору, что на них не смогли бы повлиять даже сильные потрясения, не говоря уже о мелких случайностях и неприятностях.
Будущий художник родился 9 июля 1937 года в семье Кеннета и Лоры Хокни (он был четвертым ребенком из пятерых). Родители Дэвида были сильными духом людьми, которые выделялись на фоне остальных жителей благопристойного английского Брэдфорда. Хотя Лора была строгой методисткой и старалась воспитать детей в соответствии со своими религиозными убеждениями, она при этом была убежденной вегетарианкой, что в то время встречалось достаточно редко. Кеннет Хокни же и вовсе не вписывался ни в какие рамки. Он участвовал в антивоенных кампаниях и во время Второй Мировой стал «отказником по мотивам совести». По словам художника, именно отец научил его в любой ситуации оставаться самим собой и не обращать внимания на то, что говорят окружающие. Хокни вспоминает, что Кеннет был настоящим денди: он всегда носил костюмы, сшитые точно по его мерке. И, достигнув определенного возраста, художник отложил в сторону причудливые очки и фантазийные наряды, чтобы облачиться в сшитый на заказ костюм и признать, что ничего удобнее нельзя и придумать.
Семью художника часто называют пуританской и богобоязненной, однако сам Хокни однажды охарактеризовал ее как
«семью радикалов из рабочего класса». Неудивительно, что у таких необычных родителей родился такой сын, как Дэвид. Ребенком он был страстно влюблен в оперу, а на уроках в воскресной школе рисовал карикатуры на Христа, чем приводил в бешенство учителей. В школе (одной из лучших в стране) он попросту игнорировал все предметы, кроме уроков живописи, а на остальных рисовал карикатуры в блокнотах. Как ни странно, его бунтарский характер не помешал руководству школы разглядеть талант мальчика, и он стал делать комиксы для школьной газеты.
Воображариум Дэвида Хокни
В юности Дэвид понимал, что в Англии ему не место. Страна, по-видимому, была еще не готова принять молодого художника со всей его многогранностью и размахом фантазии. Во время учебы в Художественной школе Королевского колледжа Лондона он впервые почувствовал себя как дома, однако быстро впитал все необходимые знания и навыки и практически перестал обращать внимание на преподавателей. Тогда же Хокни стал впервые говорить о своей сексуальной ориентации (
«We two boys together clinging», 1961). Но настоящую свободу художник обретает только после переезда в Штаты.
В калифорнийские пейзажи Дэвид влюбился еще в детстве, когда отец водил его в кино. Художник вспоминал, как его поразило то, что в голливудских фильмах люди и предметы отбрасывают такие густые тени (в преимущественно пасмурной Англии он такого не видел). После окончательного переезда в Калифорнию в 1966 году Хокни наконец-то начинает видеть и писать по-настоящему яркие вещи. Кажется, что солнце находится не за пределами его картин, а непосредственно внутри них. И тогда же в работах художника, особенно на знаменитых полотнах с бассейнами и душами, в полной мере проявляется его восхищение красивыми мужскими телами (
«Питер выбирается из бассейна Ника», 1966,
«Загорающий», 1966).
«Я жил среди богемы, а эти люди всегда были толерантными. К тому же, я решил, что если я хочу быть художником, я должен быть честным», - объяснит Хокни свою смелость.
После переезда в Америку Хокни увлекается фотографией. Он не расстается с камерой, и часто использует полароидные снимки в качестве набросков к будущим картинам (в частности, так были написаны знаменитый двойной портрет
«Мистер и миссис Кларк и Перси», 1970-71, и картина
«Портрет художника (Бассейн с двумя фигурами)», 1972).
В 70-х Хокни изобретает новую технику работы с фотографиями. Вооружившись камерой, он делает множество снимков одного и того же пейзажа, интерьера или человека и создает из них поразительные коллажи, которые больше похожи на живописные полотна (
«Шоссе Пирблоссом», 1986,
«Натюрморт с голубой гитарой», 1982,
«Патрик Проктор», 1982). Художник называет их
«joiners» (англ.
столяры).
Продолжая экспериментировать с техниками и путешествовать по всему миру, Дэвид Хокни однажды делает неожиданное открытие, ставшее предметом споров искусствоведов и историков на долгие годы. В 2001 году художник выпускает книгу «Секретное знание», на основе которой канал ВВС в 2003 году снял документальный фильм. В этой работе Хокни рассказывает, в чем на самом деле заключается секрет реалистичности полотен эпохи Ренессанса: живописцы открыли для себя зеркальные проекции с помощью Camera Lucida и Camera Obscura. В фильме художник подкрепляет слова делом, сначала воспроизводя на холсте люстру с картины Яна ван Эйка
«Портрет четы Арнольфини» (1434) , а затем – копируя
«Портрет Папы Иннокентия Х» (1650) Диего Веласкеса.
Продолжение следует…
Можно сказать, что в жизни Дэвида Хокни было все. Мировая слава, свобода самовыражения, богемные кутежи и самые разные экстравагантные выходки. Большая любовь с Питером Шлезингером, которая принесла поровну счастья и страданий, но прославила Хокни еще больше. И, наконец, творчество в самых невероятных формах: рисунки с помощью факсов и копировальных аппаратов, сценография, картины из бумажной пульпы...
Казалось бы, после 70-ти художник уже вполне мог бы тихо сидеть у бассейна в своем калифорнийском доме и надиктовывать мемуары симпатичному помощнику. Однако даже в старости Хокни не теряет энтузиазма и не сбавляет темпа, двигаясь все по тому же вектору.
На восемь лет художник снова поселился в Англии - по собственным словам, соскучившись по дождю. За это время он успевает создать грандиозное по размерам полотно
«Высокие деревья близ Уортера» (2007), освоить цифровую живопись с помощью iPhone и iPad, получить звание самого влиятельного художника Великобритании и устроить грандиозную персональную выставку «A Bigger Picture», на которой из 398 картин почти треть были написаны за один только 2013 год.
И это при том, что в 2012 году Хокни перенес удар, после которого стал стремительно ухудшаться его слух. А спустя несколько месяцев один из ассистентов художника покончил с собой в его доме. После всех этих травмирующих событий Хокни решил снова вернуться в Калифорнию. В его студии есть запас питьевой воды и сигарет на случай землетрясения, а больше ему и желать нечего. Жизнь продолжается, пока художник имеет возможность рисовать.
«Пикассо однажды сказал, что, когда он рисует, то снова ощущает себя 30-летним. Когда я работаю, то могу проводить на ногах по шесть часов подряд. Когда я рисую, я чувствую себя Пикассо. Я чувствую, что мне 30».
Автор: Евгения Сидельникова