Бруно Таут (Bruno Julius Florian Taut, 4 мая 1880, Кёнигсберг, Восточная Пруссия – 24 декабря 1938, Стамбул, Турция) – немецкий архитектор-экспрессионист, приверженец «цветного строительства». В начале ХХ века построил в Германии несколько тысяч жилых домов. Был убежденным пацифистом, выступал категорически против войны. Сбежав от нацистского режима, жил и работал в Японии и Турции. Таут был приверженцем утопических идей о городах-садах.
Особенности стиля архитектора Бруно Таута: он был противником строительства одинаковых серых домов и выступал за использование отделки разных цветов, чтобы придавать зданиям индивидуальность. Проектируя «социальное» жилье для рабочих, он оснащал дома зелеными террасами и красил фасады яркими оттенками. В годы экономического кризиса Таут видел в цвете спасение от серости и унылости и утверждал, что даже дешевые дома могут выглядеть красиво и радостно.
Знаменитые работы Бруно Таута: Стеклянный павильон,
поселок Хуфайзен,
дом художника в Ворспведе,
жилой комплекс «Хижина дяди Тома»,
поселок Фалькенберг.
В 1927 году к выставке Немецкого Веркбунда в Штутгарте был построен жилой поселок Вайсенхоф. Дома для него проектировали ведущие европейские архитекторы: Мис ван дер Роэ,
Ле Корбюзье,
Гропиус и Беренс. Но среди множества похожих выкрашенных в белый цвет бетонных зданий с плоскими крышами особенно выделялся дом №19 – проект Бруно Таута. Каждая поверхность этого строения, в том числе внутренние стены и потолок, была выкрашена в один из основных цветов. Это буйство красок вызывало у коллег Таута непонимание, раздражение и насмешки. По словам очевидцев, когда солнце отражалось от кроваво-красной стены дома Таута, соседнее здание – по проекту Миса ван дер Роэ – казалось охваченным пламенем. За день до открытия выставки Мис, как ее художественный руководитель, высказал Тауту свои сомнения по поводу его выбора цветов. На что тот ответил:
«Если это кажется неуместным, возможно, причина не в том, что цвета были неправильно выбраны, а в том, что остальные здания не завершены».Этот маленький домик в Вайсенхоф полностью соответствовал дизайнерской концепции Бруно Таута, который был верным и последовательным приверженцем «цветного строительства». В 1920-х годах он уже успел построить несколько десятков жилых зданий для рабочих в Магдебурге и Берлине, используя в их отделке все те же чистые яркие цвета. Однако с Бруно Таутом сыграла злую шутку досадная техническая деталь: фотографии в то время были преимущественно черно-белыми, в том числе и в профессиональных журналах, поэтому мировое архитектурное сообщество не могло оценить его новаторских идей. Поэтому сейчас некоторые современные исследователи называют Таута
«одним самых недооцененных и несправедливо игнорируемых модернистских архитекторов».Цвет превыше всего17 марта 1905 года Бруно Таут написал в своем дневнике:
«Я все больше поглощен идеей, которая не оставляет меня вот уже два года: объединить мой талант в использовании цвета с моими архитектурными способностями. Красочные пространственные композиции и цветная архитектура – вот области, которые могут позволить мне сказать что-то личное. Живопись всегда возвращает меня к архитектуре, а последняя, наоборот, всегда возвращает меня к живописи, так что мне не нужно бояться растрачивать свои силы».Бруно Таут родился 4 мая 1880 года в Кёнигсберге (сейчас – Калининград) в семье коммерсанта. Он получил художественное образование, но довольно быстро понял, что хочет посвятить себя архитектуре. Таут окончил кёнигсбергское строительное училище, работал в разных архитектурных бюро, в том числе под началом известного берлинского архитектора Бруно Мёринга и профессора архитектуры Теодора Фишера. Уже в 1906 году Таут получил первый заказ на реставрацию церкви, а в 1908-м смог осуществить первый крупный архитектурный проект. Тем не менее, Таут не прекращал рисовать – по большей части это были пастели с изображениями лесных пейзажей.
В 1912 году Таут спроектировал жилой поселок Фалькенберг в Берлине, который окрестили «коробкой с красками». Как и во многих последующих проектах архитектора, дома в Фалькенберге имели отдельные террасы и были выкрашены в яркие цвета. Используя зеленые, коричневые, синие и розовые краски, окружая строения деревьями и растениями, Таут хотел «привнести в город природу». К тому же, разные цвета фасадов придавали домам больше индивидуальности. Однако, как вспоминал сам архитектор, реакция на его идеи была, мягко говоря, неоднозначной:
«Цветные дома вызывают много удивления, поскольку более ранняя и повсеместная традиция цветной архитектуры была полностью утрачена. Особенно берлинцы, выходцы из серых доходных кварталов, неоднократно заявляли, что архитектора следует посадить под замок».Война с войнойБруно Таут громко заявил о себе в 1914 году, когда построил для выставки Немецкого Веркбунда в Кельне знаменитый Стеклянный павильон. Причудливое строение, памятник свету и цвету, позже стали называть «парадигмой экспрессионизма», сочетанием функциональности и фантазии. К сожалению, сейчас почти невозможно оценить истинную красоту Стеклянного павильона: он был построен в мае 1914 года, а уже в августе грянула Первая Мировая.
Таут определенно был пацифистом. Он выступал категорически против войны, называл ее «злым духом», «безнадежным отупением» и «эпидемией психических расстройств». В отличие от множества молодых немцев, спешивших на призывные пункты в августе 1914 года, Таут видел в войне лишь глупость и безумие. На момент начала войны Бруно исполнилось 34 года, и он был пригоден для службы, поэтому всеми возможными способами старался избежать призыва. Таут постоянно переезжал с места на место, чтобы его было сложнее найти, нанимался работать в такие места, где принес бы больше пользы, чем на военной службе. В 1916 году он даже объявил голодовку, чтобы стать физически непригодным для армии и таким образом избежать призыва.
С началом войны молодые архитекторы потеряли возможность воплощать свои проекты в жизнь. Таут обратился к теоретическим письменным работам и нереализованным архитектурным проектам на бумаге. Он изобретал все более фантастические здания, чтобы одухотворить и преобразовать раздираемое войной общество. В 1917 году Таут выпустил книгу «Альпийская архитектура», в которой нарисовал утопическую картину величественных кристаллических зданий, сооруженных в Альпах. В «Городской короне» он фантазировал о супер-городах, засаженных зеленью, с волшебными кристаллическими зданиями, которые Таут рассматривал как некие духовные соборы.
Красочная утопияПосле окончания войны Таут не растерял былого воодушевления и утопического настроя, а наоборот, начал пытаться «оживить» свои здания. Вдохновленный революционными идеями в послевоенном искусстве, он создал «Рабочий комитет искусства», в который привлек множество видных художников и архитекторов (в том числе Вальтера Гропиуса, который перенес дух этой организации в Баухауз). Однако вскоре Германию охватил экономический кризис, из-за которого Таут снова потерял возможность строить. Впрочем, он снова не стал опускать руки и в 1919 году опубликовал один из самых важных своих манифестов – «Призыв к цветному строительству». В нем Таут писал:
«Мы больше не хотим строить безрадостные дома или видеть, как их строят другие. Цвет не так дорог, как лепные украшения и скульптуры, но цвет означает радостное существование. И поскольку цветная архитектура может создаваться ограниченными ресурсами, мы должны особенно настаивать на ее использовании в новых строящихся зданиях. <…> Пусть синий, красный, желтый, зеленый, черный и белый сияют четкими, яркими оттенками, чтобы заменить грязно-серые цвета домов».С 1921 по 1923 год Бруно Таут был директором муниципального строительства Магдебурга. На этом посту он не только показал свою способность осуществлять крупномасштабное городское планирование, но и смог применить на практике идеи своего манифеста. Под руководством Таута город, который до этого многие называли серым и унылым, засиял яркими красками. Принципы «цветной архитектуры» применялись не только к строящимся зданиям, но и к уже существующим. Само собой, это вызывало много споров, но, по всей видимости, идеи Таута нашли отклик, и уже с 1924 года он начал строить поселок Хуфайзен в Берлине. Один из местных журналистов отзывался об этом жилом комплексе так:
«Образец самой простой современности. Каждая улица имеет собственное лицо и свой цвет. <…> Хотя эти дома сами по себе, конечно, не приносят счастья, они тем не менее побуждают к тому, чтобы стать счастливым».Побег и большое путешествиеВ период с 1924 по 1930 год команда Бруно Таута построила более 12 тысяч жилых домов. В 1930-м Таут стал профессором Берлинского университета, где преподавал следующие два года. Однако, когда к власти пришли нацисты, он начал искать возможности эмигрировать. Таут несколько месяцев пробыл в Москве, а после возвращения столкнулся с обвинениями в «культуробольшевизме» и лишился профессорского звания. Архитектор решил окончательно покинуть Германию, бежал в Швейцарию, а потом на некоторое время обосновался в Японии. В отсутствие архитектурных заказов Таут снова занялся теоретической работой, выпустив три книги, посвященные японской культуре и архитектуре. Кроме того, он преподавал промышленный дизайн и разрабатывал дизайн мебели и предметов быта, которые продавались в японских магазинах.
В 1936 году Бруно Тауту предложили должность профессора архитектуры в Государственной академии изящных искусств в Стамбуле, и он перебрался в Турцию. Здесь архитектор написал еще одну книгу и спроектировал несколько учебных зданий в Анкаре и Трабзоне. Последней и самой известной турецкой работой Таута стал катафалк, который использовался для официальных государственных похорон Ататюрка. Буквально через месяц ушел из жизни и сам Бруно Таут: он умер в возрасте 58 лет от астмы, от которой страдал на протяжении долгих лет. Он стал первым и пока единственным европейцем и немусульманином, похороненным на кладбище Эдирнекапы в Стамбуле.
Автор: Евгения Сидельникова