Описание работы «Дом художника в Ворспведе ("Сырный колокол")»
Немецкий город Ворспведе знаменит во всей стране и даже за ее пределами благодаря художественной коммуне, которая образовалась здесь в конце XIX века и существует до сих пор. Сейчас в городе постоянно живут около 130 художников, скульпторов и ремесленников, хотя художественной коммуной можно назвать практически весь Ворспведе, поскольку большинство его жителей так или иначе связаны с искусством.
История коммуны берет свое начало в 1884 году, когда дочь местного лавочника Мими Штольте познакомилась в Дюссельдорфе с молодым студентом-художником Фрицем Маккенсеном и пригласила его провести каникулы с ее семьей в Ворспведе. В конце концов, Маккенсен поселился в городке, а компанию ему составили другие художники – Ганс ам Энде и Отто Моденсон. Со временем коммуна увеличивалась, к ней стали присоединяться не только художники, но и поэты и писатели, в том числе и Томас Манн и Райнер Мария Рильке. За первой волной творческих поселенцев последовала вторая, население коммуны периодически обновлялось и менялось, но дух этого места остается прежним по сей день.
В Ворспведе множество интересных мест, но одно из них стало настоящей достопримечательностью. Это жилой дом, построенный писателем Эдвином Кенеманом по архитектурному проекту Бруно Таута. За необычную форму местные жители прозвали здание «сырным колоколом» – из-за сходства со стеклянной крышкой, которой обычно накрывали сырные тарелки.
Молодой Эдвин Кенеман приехал в Ворспведе в 1908 году, чтобы стать художником. Осуществить эту мечту у него не вышло, но Кенеман стал экскурсоводом, а потом писателем. Однажды ему подарили редкое издание журнала, в котором был опубликован проект здания Бруно Таута – жилого дома для одной семьи, по форме напоминающего иглу. Подобную форму архитектор уже использовал для Стеклянного павильона в 1914 году – это была часть серии послевоенных архитектурных экспериментов начала 1920-х годов. Таут полагал, что форма иглу обеспечивает живущим в таком доме людям чувство уюта и защищенности. Архитектура здания предполагала органическую природную форму без дополнительного декора и прикладных академических правил. Основную ось дома образует дымовая труба, вокруг которой расположены лестницы, ведущие к отдельным комнатам, что придает внутренней части здания сходство с раковиной улитки.
Кенеман построил свой «колокольный дом» в 1926 году, взяв за основу черновые наброски Таута из того самого журнала. При этом он строго следил, чтобы при строительстве внешнего фасада соблюдались все технические требования архитектора. Небольшие изменения были сделаны только в деталях – например, в форме маленьких окон. Дом с уникальной планировкой получился настолько просторным, что Кенеман сдавал комнаты на втором этаже постояльцам. Здание стало популярным и превратилось в своего рода дом-музей еще при жизни его владельца. Примечательно, что сам Бруно Таут часто бывал в Ворспведе и наверняка видел «сырный колокол», однако неизвестно точно, как именно он относился к такому «плагиату».
То, что дом был построен по проекту Бруно Таута, выяснилось спустя много лет после смерти Кенемана. Местная организация «Друзья Ворспведе» приобрела полуразрушенное здание в 1994 году и организовала масштабную реставрацию. Несмотря на плачевное состояние, дом удалось восстановить в первоначальном виде. Внутреннее убранство дома и оригинальную мебель Кенемана тоже сохранили. «Сырный колокол» был открыт для публики в 2001 году и сейчас является действующим музеем.
Автор: Евгения Сидельникова