войти
опубликовать

Борис
Васильевич Зворыкин

Россия • 1872−1942

Биография и информация

Борис Васильевич Зворыкин (1872, Москва -1942(45?), Париж) – виртуозный график и орнаменталист, один из самых популярных мастеров «русского стиля» в книжной иллюстрации начала ХХ века. Художник известен на родине сравнительно небольшому кругу искусствоведов и библиофилов. Между тем, во времена активной творческой деятельности художника называли «московским Билибиным», работы Зворыкина ценили при императорском дворе, он расписывал церкви и был широко известен благодаря праздничным открыткам с его иллюстрациями, издававшимися большими тиражами.

Особенности творчества Бориса Васильевича Зворыкина: мастер русской сказочной темы, Зворыкин уделял особое внимание деталям, использовал яркие, контрастные тона, а тщательно прорисовывал орнаменты, которые у него выполняли не только роль обрамления в книжных иллюстарциях, но и нередко были активно вовлечены включены в композицию.

Самые известные работы Бориса Зворыкина: иллюстрации к книге А.С.Пушкина "Борис Годунов", иллюстрации к сборнику сказок «The Firebird and Other Russian Fairy Tales»: «Снегурочка», «Василиса Прекрасная»«Марья Моревна» и «Жар-Птица».

Тишина

Биография Бориса Зворыкина изобилует белыми пятнами, при том, что этот мастер оставил богатейшее наследие: иллюстрации к детским и взрослым изданиям, богато оформленные коллекционные юбилейные и подарочные книги, художественные альбомы, множество поздравительных открыток и даже роспись церковных интерьеров (увы, последние до наших дней не дошли).

Борис Зворыкин избегал участия в различных художественных обществах, коих в начале ХХ века было немало, и не заводил близких друзей в художественной среде, предпочитая строить карьеру самостоятельно. Вероятно, именно поэтому упоминания о нем практически отсутствуют как в мемуарной литературе, так и в прессе тех лет. Из-за чего художник так тяготел к уединенному образу жизни? Одна из возможных – и отчасти подтвержденных - причин заключается в своеобразии его коммуникации с внешним миром: согласно воспоминаниям одной из потомков семьи Зворыкиных - Веры Робертовны Никитиной (урожденной Ланг), Борис Зворыкин был глухонемым. В ее книге воспоминаний «Дом окнами на закат» (изд.1996) есть такие строчки: «…Фамилия Зворыкиных берет начало от какого-то выезжего из Орды татарина - то ли хана, то ли баскака, - разорившимися потомками которого были два брата – Николай Васильевич и Василий Васильевич Зворыкины. От первого брака у Василия Васильевича Зворыкина было два сына - Василий, который умер в детстве от дифтерита, и Борис, глухонемой, ставший довольно известным художником-оформителем…» Работа была смыслом жизни мастера.

Ко двору

Несмотря на то, что Борис Зворыкин имел ограниченные возможности для общения с окружающими, он все-таки обрел свое призвание, а также получил классическое среднее образование. В 1892 году юноша закончил 3-ю московскую гимназию, а следующий год провел в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Спустя пять лет после учебы в училище Борис Зворыкин уже сотрудничал с самыми известными издательствами - Сытина, Мамонтова и другими. Издательство, а точнее – Товарищество скоропечатни Александра Левенсона, с которым сотрудничал Зворыкин, регулярно получало заказы императорского двора на художественное оформление роскошных памятных книг и различной печатной продукции, включая меню на французском языке. В 1896 году товарищество выполнило заказ Министерства императорского двора к коронации Николая II и Александры Фёдоровны, и сделало это блестяще, за что было удостоено звания Поставщика Двора Его Императорского Величества. С тех пор Зворыкин выполнил много работ по императорским заказам – от памятных подарочных книг до штучных меню для торжественных обедов – все малыми тиражами и расписанное вручную.

Творчество Бориса Зворыкина можно разделить на два основных исторических этапа – московский (до 1921 года) и парижский. Среди основных работ, созданных художником на родине – издания «Лавры, монастыри и храмы на Святой Руси» (1909), «В память столетнего юбилея Отечественной войны 1812 года» (Стокгольм, 1912), юбилейный настенный календарь-альбом на 1912 год с рисунками по роману Льва Толстого «Война и мир» (1912). Нарядное, богато украшенное подарочное издание «Летописный и лицевой изборник Дома Романовых» (1913) в наше время – настоящий раритет и мечта любого историка и библиофила.

Сказки Пушкина: не Билибин!

Замечательные работы Бориса Зворыкина, выполненные в стиле русской старины, быстро сделали его известным – мастера даже называли «московский Билибин». Однако нельзя сказать, что Зворыкин был буквальным подражателем Ивана Билибина. Скорее, он был продолжателем его стиля, которое развил и изобретательно дополнил личным талантом.

В 1903 году Зворыкин создает первую крупную работу для детской книги – он оформляет и иллюстрирует «Сказку о золотом петушке» Александра Сергеевича Пушкина. Следующие детские книги, украшенные яркими и нарядными картинками Зворыкина, выйдут только в 1917 году - сказка «Товарищи» А. Ремизова, «Рождественский дед» и «Яга и Земляничка» В. Смирнова.

Эксклюзивная, роскошная и очень трудоемкая работа была сделана Зворыкиным по заказу церкви в конце 1917 года. Художник оформил уникальный манускрипт, стилизованный под грамоты XVII века, длина которого составила около 20 метров – Послание Поместного собора о восстановлении патриаршества. Документ украшали заглавные изящные буквицы и фигуры святых. Еще один заказ церковников – эскиз Патриаршей печати а также оформление личного послания патриарха Тихона к главам зарубежных христианских церквей. Известно также, что Борис Зворыкин принимал участие в росписи Феодоровского Государева собора в Царском селе, а также собора св. Александра Невского в Симферополе.

Революция и Париж

После Октябрьской революции художник продолжал сотрудничество с издательством Сытина, а также делал работы для детского альманаха «Творчество». Последние работы, которые он исполнил для русских заказчиков – обложки журнала «Красноармеец», а также плакаты «Борьба красного рыцаря с тёмной силой» и «Красный пахарь». Идеи революции оказались для Зворыкина неприемлемыми, и он принял решение уехать за границу.

Надо сказать, что Зворыкин практически повторил путь Билибина из России в Париж: как и Билибин, он выехал через Крым в Константинополь, оттуда в Каир, а в 1921 году прибыл в Париж – художественную «столицу мира». Он был гораздо более удачлив, чем большинство его соотечественников, и вскоре стал одним из самых востребованных иллюстраторов русской школы, работая, в частности, с издательством H. Piazza. Вершина зарубежного периода творчества Бориса Зворыкина - книга «Борис Годунов» А.С. Пушкина. Изданная в 1927 году, она признана шедевром орнаментального искусства. В 1928 году Борис Зворыкин принял участие в брюссельской выставке «Роскошная книга. 1923–1927».

Книга для музея

В 1930 году Зворыкин перевел на французский язык четыре сказки - «Снегурочка», «Василиса Прекрасная»«Марья Моревна» и «Жар-Птица». Да не просто перевел: стилизованный рукописный текст, роскошные иллюстрации и орнаментальное оформление в «русском стиле» - это был цельный художественно-литературный проект. Папка с этой работой была подарена парижскому издателю Луи Фрикателли, и потом надолго исчезла. Только в 1978 году с нее стряхнуло пыль американское издательство «Viking Press», а редактировала книгу Жаклин Кеннеди Онассис, которая с 1975 по 1978 годы работала в этом издательстве. Работы Зворыкина к этой книге, которая в английском переводе получила название «The Firebird and Other Russian Fairy Tales», хранятся в музее Метрополитен (Нью-Йорк). В 1982 году книга была выпущена и во Франции.

Как пишут некоторые исследователи, и Зворыкин, и Билибин – оба ушли из жизни примерно в одно и то же время, в 1942 году. Однако есть свидетельства, что Борис Зворыкин дожил до весны 1945 года и умер в собственном доме в местечке Курбевуа, расположенном рядом с Парижем.

Автор: Рита Лозинская