Регистрация
Гертруда Вандербильт Уитни
Гертруда Вандербильт Уитни (Gertrude Vanderbilt Whitney, 1872 — 1942) получила от судьбы серьезный аванс: она родилась в богатой семье и из девчонки-сорванца выросла в красивую женщину с характером воина. Кроме богатства и силы воли, она оказалась еще и талантлива.

Гертруда Вандербильт Уитни

Мне нравится3       0  
Гертруда Вандербильт Уитни (Gertrude Vanderbilt Whitney, 1872 — 1942) получила от судьбы серьезный аванс: она родилась в богатой семье и из девчонки-сорванца выросла в красивую женщину с характером воина. Кроме богатства и силы воли, она оказалась еще и талантлива.
Скульптор с 1900-х годов.
Коллекционер и меценат с 1907 года.
Основатель Музея американского искусства Уитни (1931 год).
Юная мисс Ванденрбильт росла вместе со своими братьями и долго была единственной девочкой в большой семье: старшая сестра умерла до рождения Гертруды, а младшая родилась через 11 лет после. Гертруда носила мальчишескую одежду и хотела остричь волосы, чтобы не отличаться от братьев. После домашнего обучения (с ней занимались частные преподаватели) Ванденрбилт поступила в Brearley, одну из лучших школ для девочек в Нью-Йорке, и училась там очень хорошо. Примерно с этого времени она стала вести дневник, в котором рассказывала о своих путешествиях и впечатлениях от встреч с разными людьми. Там же были первые зарисовки и выдуманные истории.

В 1890 году во время очередного путешествия в Европу 18-летняя Гертруда впервые побывала в Париже. Лувр, безусловно, произвел большое впечатление. Но решающий удар нанесли Монмартр и Монпарнас: то, что увидела там мисс Вандербильт, вдохновило ее на собственное творчество и подсказало направление движения — это была скульптура.

Замужество

В 1896 году Гертруда Вандербильт вышла замуж за Гарри Пэйна Уитни — очень богатого спортсмена и наследника огромного состояния. Гарри был старшим братом лучшей подруги Гертруды, жил в доме через дорогу от нее — в общем, они дружили с детства. И Гертруда понимала: Гарри любит ее, а не ее деньги.

Это был счастливый брак, который подарил миру троих детей. Однако ни семейная жизнь, ни светские развлечения не удовлетворяли потребности Гертруды в творчестве: она писала, рисовала, помогала мужу (который был очень успешен и в бизнесе, и в спорте — он профессионально играл в поло), но только фигурки, которые она лепила из глины, приносили ей ни с чем не сравнимую радость. В общем, было ясно, что пришло время заняться скульптурой по-настоящему.
Гертруда Уитни, помимо прочего, была еще и иконой стиля. Вернее, она его, этот стиль, задавала. «Vogue» помещал ее на обложку, а художник Роберт Генри написал ее портрет, на котором она полулежит на диване в восточных шароварах.
Но дело в том, что в 1916 году женщина в брюках (пусть даже шароварах) — это, мягко говоря, непривычно. Видимо, поэтому муж Гертруды Гарри не захотел украсить свой кабинет этим портретом, опасаясь, что консервативные партнеры по бизнесу его не поймут.
Кстати о «заносчивой Вандербильдихе» (противнице Эллочки из «Двенадцати стульев»). Речь, вероятно, не о нашей героине, а о Консуэло Вандербильт, двоюродной сестре Гегртруды и самой богатой невесте викторианской эпохи. Герцогиня Мальборо, коей она стала после первого замужества, была известной красавицей и водила дружбу с Уинстоном Черчилем — двоюродным братом мужа.

Обучение

В 1900 Гертруда Вандербильт Уитни поступила в Лигу студентов-художников Нью-Йорка, где ее учителями были Хендрик Кристиан Андерсен и Джеймс Эрл Фрейзер, а среди однокурсниц — Анна Хайят Хантингтон и Мальвина Хоффман. Гертруда построила студию рядом с домом и работала в ней дни напролет.

Позже Вандербильт изучала ваяние в Париже под руководством Эндрю О’Коннора. Кстати, то, что ее наставники создавали преимущественно публичные монументы, несомненно повлияло на ее стиль и ход мысли: несмотря на множество мелких скульптур, Гертруда Вандербильт в первую очередь знаменита своими монументами.

В Париже Гертруда также познакомилась с Огюстом Роденом, роль которого биографы трактуют по-разному: кто-то утверждает, что маэстро был ее наставником на протяжении долго времени, а кто-то — что они были едва знакомы. Однако из подробной биографии Гертруды Вандербильт авторства Бернарда Фридмана узнаем, что в 1911 году Гертруда посетила студию Родена в Париже и приобрела у него скульптуру из мрамора. Позже Роден как-то заглянул в ее студию и прокомментировал скульптуру испанского крестьянина, над которой как раз шла работа. А еще подарил пару терракотовых фигур, коими Вандербильт очень дорожила. На этом их общение закончилось, однако, как видим из дневников и писем обоих скульпторов, они оставили друг у друга прекрасные впечатления.
Из письма Родена того времени узнаем, что Гертруда не была похожа на множество богатых иностранок, которые искали общества и совета маэстро. Роден писал, что эта красивая аристократка работает «с искренностью и страстью нищего художника», что она далека от снобизма и весьма одарена.
  • «Aspiration» («Стремление») – первая большая работа Гертруды Уитни, вдохновленная Андерсеном. В 1901 году скульптура украсила вход в павильон штата Нью-Йорк на Панамериканской выставке в Буффало.
  • Памятник Христофору Колумбу в Испании - дань уважения кубизму.

В авангарде

В 1907 году миссис Уитни организовала выставку американского неакадемического искусства в Colony Club — нью-йоркском частном клубе для обеспеченных дам. Примерно в это же время она открыла студию на аллее Макдугал, ставшую известной как Студия Уитни, — там проходили выставки и художественные конкурсы. Кроме того, у Гертруды были студии в Уэстбери, Лонг Айленде и Париже.

Гертруда Уитни страстно творила сама, но также поддерживала современных американских и зарубежных художников, покупая и продавая их работы, выступая в качестве мецената и галериста. И, хотя большинство из них разрабатывали новые стили и направления в искусстве, сама Уитни нашла себя в реализме. Правда, есть одно исключение: памятник Христофору Колумбу в городке Уэльва (Испания), исполненный в технике кубизма.
Первый серьезный заказ случился в 1909 — скульптура для фонтана Панамериканского здания в Вашингтоне. После этого заказы поступали часто, и таким образом творчество Гертруды Уитни стало частью американской культуры.
  • «Scout» («Разведчик») – скульптура работы Уитни, установленная в городе Коди , штат Вайоминг. Изображенный Уильям Фредерик Коди – американский разведчик, известный как Буффало Билл. (На фото - Гертруда Уитни вместе со своим произведением).
  • «Мемориал «Титаника»» - знаменитое произведение Уитни, посвященное мужчинам «Титаника», которые отдали свои жизни ради спасения детей и женщин. В 1931 году монумент был установлен в Вашингтоне, а в Люксембургском музее хранится мраморная копия головы.
С 1911 года Гертруде Уитни помогала Джулиана Форс, сначала в качестве личного секретаря, затем в качестве устроителя выставок в Студии Уитни. Первым заданием миссис Форс была организация очередной выставки в Colony Club: Гертруда хотела непременно донести до почтенной публики все разнообразие видов и стилей современного (и в частности, современного американского) искусства, свидетельства которого поднакопились в ее коллекции. Со временем Джулиана Форс не просто стала правой рукой Гертруды Уитни — их связала искренняя дружба. Поэтому, когда пришло время, именно она стала первым директором Музея американского искусства Уитни — главного произведения Гертруды Вандербильт Уитни.

Музей

Первые в мире три американских музея современного искусства обязаны своим появлением богатым и эмансипированным женщинам: Эбби Олдрич Рокфеллер (создательница МОМА — Музея современного искусства в Нью-Йорке), Пэгги Гуггенхайм (вдохновившая на создание знаменитого музея-башни; теперь ее коллекция распределена между тремя музеями Гуггенхайма, а также домами, в которых она жила) и, собственно, Гертруда Вандербильт Уитни.

В 1929 году Гертруда Уитни поняла, что с ее коллекцией нужно что-то делать: места для хранения и экспозиции не хватало. Поэтому миссис Форс получила задание связаться с Музеем Метрополитен, чтобы уладить все вопросы, связанные с передачей коллекции Уитни в подарок музею. Кроме того, Гертруда и Гарри Уитни предлагали пристроить к зданию музея отдельное крыло для этой коллекции. Каково же было удивление Гертруды, когда она получила отказ: музей не нуждался в такого рода искусстве и не желал принимать подобных коллекций даже даром. А надо сказать, что на тот момент Гертруда Уитни собрала уже более 600 произведений американских художников (включая многих авангардистов), среди которых были Джордж Беллоуз, Джон Слоан, Стюарт Дэвис, Морис Прендергаст, Эдвард Хоппер и Томас Харт Бенсон.

Гертруда стала выставлять свои работы в собственных студиях и галереях, и в 1931 году все это достояние было собрано воедино в Гринвич-Виллидж и получило название Музея американского искусства Уитни. На место куратора пригласили Ллойда Гудрича — историка искусства, известного на всю Америку благодаря организации неординарных выставок нового искусства. Джулиана Форс стала административным директором.
  • Первое здание музея Уитни в Гринвич-Виллидж.
  • Джулиана Форс.
Но Гертруда мечтала о новом, большом здании для музея, а не трех блокированных домах в Гринвич-Виллидж. Воплотить этот замысел удалось лишь в 1966 году, через 24 года после ее смерти. Оригинальное здание в модернистском стиле было построено на углу 75-й улицы и Мэдисон-авеню и служило домом американского авангарда до 2014 года, когда музей «свернули», чтобы перевезти в новое, еще более просторное здание (19 тысяч квадратных метров) на улице Гансвурт (Манхэттен).
  • Здание музея на Мэдисон-авеню (1966-2014).
  • Новое здание на Гансвурт стрит, открытое для посещения в 2015-м.
Угадайте, кто арендовал старое здание на Мэдисон-авеню? Тот самый Метрополитен-музей, который не захотел принять коллекцию Уитни в 1929-м!
Фото с первых выставок в новом здании музея Уитни.
© www.nydailynews.com
Сегодня музей Уитни — это огромная коллекция, которая постоянно растет: более 21 000 произведений в постоянной коллекции и каталог, насчитывающий более 3000 художников. Музей продолжает, подобно самой Гертруде Уитни, помогать молодым американским художникам найти свою публику. Именно таким образом в с вое время были извлечены из неизвестности Джексон Поллок, Джорджия О’Киф и Джефф Кунс, чьи работы теперь занимают достойное место вместе с произведениями Уорхола, Ньюмена, Хартли, Джонса и других звезд американской современности в постоянной коллекции музея.
Энди Уорхол. Мао
Энди Уорхол
1972, 90.8×91.1 см
Джордж Уэсли Беллоуз. Демпси и Фирпо
Джордж Уэсли Беллоуз
1924, 129.5×160.6 см
Джефф Кунс. Без названия (Девушка с дельфином и обезьянкой)
Джексон Поллок. Номер 17 (Фейерверки)
Джексон Поллок
1950
Джорджия О'Киф. Летние дни
Джорджия О'Киф
1936, 91.8×76.5 см
Марсден Хартли. Мадаваска, полутяжелый вес, вариант три
Марсден Хартли
1940, 55.2×70.8 см
Джаспер Джонс. Три флага
Джаспер Джонс
1958
Эдвард Хоппер. Автопортрет
Эдвард Хоппер
1930, 64.5×51.8 см

Глория

Это только часть истории, которую можно рассказать о Гертруде Уитни — необыкновенной женщине, опередившей свое время. Поручив заботы о музее Джулиане Форс, Уитни издала в 1932 году роман «Прогулка в сумерках», подписавшись как Л. Я. Уэбб. А в 1934-м она отвоевала у жены своего погибшего брата Реджинальда право воспитывать Глорию Вандербильт, которой было 10 лет, — это был долгий и громкий суд, но Гертруда была непреклонна.
  • Глория и "тетя Герта".
  • Глория Вандербильт.
Глория Вандербильт стала роковой красавицей, разбила не один десяток сердец и четырежды была замужем. Она была фотомоделью, актрисой, писательницей и художницей. Однако настоящую славу, как считается, она снискала в качестве модельера одежды — все знают синие джинсы «Глория», которые создала Глория Вандербильт, племянница Гертруды Вандербильт Уитни.
 Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP