• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться

Мертвый Христос (Оплакивание мертвого Христа)

Предложить название
1490-е , 81×66 см • Темпера, Холст
Доп. изображения —
Аннотация
Хранящееся в миланской Пинакотеке Брера «Оплакивание мертвого Христа» - не только самая известная картина Андреа Мантеньи, но и одна из самих необычных в мировой живописи.

В чём её необычность?

Во-первых, в композиции. Пятки Христа касаются нижней кромки картины, а голова почти упирается в верхнюю. В таком размещении тела на холсте не было бы ничего особенного, если бы это была фронтально располагающаяся фигура – стоящая или сидящая. Иное дело – изобразить лежащее тело перпендикулярно горизонтальной оси. Мантенье пришлось прибегнуть к чрезвычайно резкому перспективному сокращению и выбрать очень низкую точку зрения. И сделал он это с виртуозным правдоподобием: здесь сказываются его прилежные штудии трактатов по перспективе, геометрии и оптике.

Во-вторых, необычность «Оплакивания мёртвого Христа» Мантеньи в натуралистичности. Вопреки своему пиетету перед античностью с её культом героев и идеальных красавцев, Спасителя Мантенья изображает нарочитым простолюдином. Об этом говорят его угловатое лицо, широкая крестьянская грудь, заскорузлые натруженные ступни. Подобным же образом Дева Мария на картине «Мадонна с Младенцем, Иоанном Крестителем и Марией Магдаленой» наделена миловидным, но рябым и подслеповатым лицом крестьянки. Еще яснее эта тенденция в картине «Христос, несущий крест».

Очевидно, в этом упорном нежелании аристократизировать «Царя иудейского» заключалась принципиальная позиция художника. Тем самым Андреа, сын падуанского дровосека, приближает Иисуса, сына вифлеемского плотника, к сирым и убогим – к кому, собственно, Христос (во времена Мантеньи окончательно монополизированный Ватиканом) и пришёл.

Страсти по «Оплакиванию мёртвого Христа»

Известно, что эта картина была очень дорога Мантенье и хранилась в его доме до самой смерти художника. Предполагается, единственное сохранившееся до нашого времени «Оплакивание мертвого Христа» – это авторская копия, а оригинал утрачен.

Уже в наши дни настоящие сражения за картину развернулись между Миланом и Мантуей. В 2006-м году, когда отмечалось 500 лет со дня смерти художника, центром торжеств должна была стать Мантуя, где Мантенья работал и жил большую часть своей жизни и где он погребён. Однако Пинакотека Брера в Милане отказалась предоставить «Оплакивание мертвого Христа» для мантуанской выставки. Возник крупный скандал, который вынужден был решать тогдашний министр культуры Италии Франческо Рутелли. В результате миланским специалистам удалось доказать, что темпера на холсте Мантеньи слишком хрупка и не переживёт транспортировки даже в близлежащую Мантую. Впрочем, нельзя исключить, что дело здесь не сохранности шедевра, а в пресловутом культурном соперничестве североитальянских городов.

Визуальная цитата из Мантеньи в фильме Андрея Звягинцева

Картина продолжает будоражить умы и сейчас.

Например, на 10-й минуте фильма Андрея Звягинцева «Возвращение» мы можем увидеть прямое цитирование «Оплакивания мёртвого Христа». Сыновья-подростки впервые видят спящего отца, вдруг ниоткуда возникшего в их жизни. Он лежит на кровати в той же позе и снят с того же низкого ракурса, в котором написан Христос Мантеньи. Звягинцев ставит фильм-притчу, и этой недвусмысленной цитатой, очевидно, закрепляет параллель между отцом и Богом: оба суровы и непреклонны, оба вмешиваются в жизнь человека, когда их меньше всего ждут, оба диктуют сыновьям свою волю и оба до конца не постижимы.

Автор: Анна Вчерашняя
Читать всю аннотациюСвернуть
Местонахождение
О работе
Стиль и техника: Темпера

Эта работа в подборках пользователей

  • Хуберт ван Эйк. Оплакивание
  • Эль Греко (Доменико Теотокопули). Оплакивание Христа (Пьета)
  • Андреа Мантенья. Мертвый Христос (Оплакивание мертвого Христа)
Пьета (Оплакивание Христа)
131 работа • 0 комментариев
  • Антонелло да Мессина. Мертвый Христос поддерживается ангелом
  • Микеланджело Меризи де Караваджо. Погребение Христа (Положение во гроб)
  • Эдуар Мане. Мертвый Христос с двумя ангелами
Страсти Христовы
Собирает Ирина Олих
59 работ • 0 комментариев
  • Паоло Веронезе. Оплакивание Христа
  • Андреа Мантенья. Камера дельи Спози. Плафон комнаты
  • Андреа Мантенья. Мертвый Христос (Оплакивание мертвого Христа)
Ренессанс
3 работы • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Пьеро ди Козимо. Здание дворца
0
Здание дворца
Пьеро ди Козимо. Портрет Симонетты Веспуччи
0
Портрет Симонетты Веспуччи
Эдуар Мане. Мертвый Христос с двумя ангелами
0
Мертвый Христос с двумя ангелами
Эдуар Мане
1864, 179.4×149.9 см
Антонелло да Мессина. Мертвый Христос поддерживается ангелом
0
Мертвый Христос поддерживается ангелом
Комментарии
Для комментирования необходимо указать и подтвердить электронную почту или телефон