«Шествие святого Иакова на казнь» - фреска, выполненная совсем молодым, 25-летним Андреа Мантеньей для капеллы Оветари из комплекса церкви Эремитани в Падуе (конец 1440-х- 1450-е гг).
Немного исторического контекста Созданный монахами-августинцами в середине XIII века, этот храмовый комплекс в наши дни является центром притяжения для тех, кто приезжает в Падую и жаждет увидеть её художественные сокровища. В первую очередь, конечно, смотрят капеллу Скровеньи – её расписал вместе с командой подмастерий великий
Джотто.
А вот вторую капеллу – капеллу Оветари, над фресками которой работал Андреа Мантенья, увидеть, к сожалению, не получится. Во время Второй мировой войны она существенно пострадала, и её разрушение считается одной из самых больших культурных потерь Италии в этой войне. Войска Наполеона, размещавшие в начале ХIX века в церкви Эремитани свои казармы, тоже повредили её убранство, но после авиабомбардировок 1940-х от фресок Мантеньи остались одни осколки.
Утешает лишь то, что росписи были столь превосходны, что их очень часто копировали, поэтому мы в какой-то мере можем представить, как выглядели погибшие фрески капеллы Оветари. Особого внимания заслуживают сцены из житий св.Иакова и св.Христофора. Ну, а «Шествие святого Иакова на казнь» - вообще лучшая часть всего фрескового цикла. Ни одна уважающая себя «История искусства» или учебник рисунка не обходится без детального анализа этой фрески Мантеньи.
В чем достоинства и новизна фрески «Шествие святого Иакова на казнь», или Мантенья как режиссер
Брат Иисуса по плоти Иаков был по смерти Христа послан проповедовать в Иудею – местность, наиболее противящуюся распространению христианства. Именно Иаков составил литургию, которую с некоторыми сокращениями христианские церкви служат и по сей день. Он также совершал чудеса исцеления, но за верность Христу был казнен первосвященником Ананой и фарисеями через побиение камнями. Многие древние писатели даже полагали, что разрушение Иерусалима – это наказание Божье за казнь брата Господнего Иакова.
Св.Иаков жил во времена Римской империи. Чтобы проникнуться духом того периода, Мантенья специально изучал античные рельефы и скульптуру. Монументальное сооружение на втором плане фрески – это триумфальная арка в Риме. Подобное географическое смещение было в искусстве Возрождения делом общепринятым.
Оптические эффекты и возможности перспективы, которые художник досконально знал, важны для Мантеньи не сами по себе. С их помощью он организует на плоской поверхности стены некое подобие сцены с объемными движущимися фигурами. Но и достигнутого скульптурного правдоподобия ему явно недостаточно. Мантенья режиссирует всю мизансцену, расставляя персонажей, как опытный драматург.
По логике, в центре композиции должен был бы быть Иаков. Но нет! Святой сдвинут в левый угол, а в центре нашего внимания оказываются солдаты-стражники в римских доспехах и то впечатление, которое на них оказывает чудо, произведённое Иаковом. Один из солдат внезапно уверовал и бросился к ногам святого, а тот осеняет его крестным знамением. В этой сцене Мантенью больше всего занимает реакция окружающих на происходящее.
Воин в центре фрески изображён в сложнейшем ракурсе и со спины. Он словно отпрянул и замер в изумлении. Двое других в правом углу шепчутся, передавая друг другу сенсацию (их потрясенные лица мы можем видеть
на фрагменте). Перспективное сокращение снизу приводит к тому, что фигуры на фреске кажутся гигантскими. Благодаря очень низкой точке зрения они словно «вываливаются» из плоскости стены. А фрагменты неба и городских построек создают иллюзию отсутствия стен.
Подобные пространственные решения Мантеньи для своего времени были неординарными и необычайно смелыми.
Автор: Анна Вчерашняя