войти
опубликовать

Марина
Абрамович

родилась в 1946
Марина Абрамович ( р. 30 ноября 1946 года) – художница сербского происхождения, посвятившая жизнь искусству перформанса.
Экстравагантные акции с участием Абрамович удивляют, пугают, вызывают шок и отвращение, любопытство и восторг. За пять десятилетий творческой деятельности эффектную брюнетку частенько обвиняли в сатанизме, каннибализме, мазохизме, безумии, но ни разу – в создании скучного или бессмысленного представления. Бесстрашные и авантюрные выходки Абрамович из года в год вызывают бурю эмоций у публики и шквал обсуждений в творческих кругах, ведь каждый раз они буквально препарируют человеческое существо: исследуют границы возможностей тела и обнажают самые уродливые стороны души.

Главная идея творчества Марины Абрамович – непосредственное взаимодействие между художником и зрителем. Выбрав собственное тело в качестве субъекта и отправной точки для духовного развития, автор всевозможными способами исследовала его на прочность: публично обнажалась, мастурбировала, била себя плетью, наносила порезы, лишала кислорода, голодала, билась о стены и ложилась на лёд. По утверждению художницы, ее поступки не имеют ничего общего с тягой к самоистязанию. Видя обнаженное тело Абрамович и те испытания, которым она себя подвергает, зритель прикасается к таким глубоким и сложным темам, как личные границы, безусловное доверие, одиночество и усталость, моральная и физическая стойкость, а главное – хрупкость и быстротечность жизни, неизбежность смерти.

Самые резонансные работы Марины Абрамович: «Ритм 10» 1973, «Ритм 0» 1974, «Губы Томаса» 1975, «Энергия покоя» 1980, «Балканское барокко» 1997, «Дом с видом на океан» 2002, «В присутствии художника» 2010.

Будущая «бабушка перформанса» родилась в Белграде, в семье югославских партизан 2-й Мировой войны, а впоследствии - номенклатурных работников социалистической Югославии. Девочку, страдавшую мигренями, наказывали за провинности,  запирая в кладовке. Это оказало влияние на специфику будущих представлений Абрамович: в них всегда присутствуют физическая боль и телесное неудобство. Театральные жесты родителей, живущих в состоянии войны, устраивающих скандалы и бьющих посуду, привели Марину к мысли, что сама жизнь и есть бесконечное шоу, перформанс.

Ребенок рос в привилегированной семье и с детства видел контраст между пропагандой и реальностью, декларируемыми ценностями и социальной несправедливостью. Своеобразным пророчеством стал один из утренников в детском саду, где родители одели детишек в милые и забавные костюмы. Мама нарядила Марину в костюм черта. Спустя несколько секунд смятения и растерянности девочка поняла – именно этот образ подходит ей как никакой другой. По признанию художницы, этот момент сильно повлиял на выбор стиля жизни и творчества.

Внутренний бесёнок бушевал в Марине с подросткового возраста. В 14 лет девочка играла в «русскую рулетку» пистолетом своей матери. Одним из первых «артистических актов» будущей звезды перформанса была попытка сломать себе нос, вынудить родителей оплатить пластическую операцию и добиться исполнения девичьей мечты - стать хоть немного похожей на Брижит Бардо. И это были еще «цветочки».

Важный урок творческого «хулиганства» преподнес 14-летней девушке приятель отца художник Филипович, когда разлил на холсте краску, клей, бензин и поджог со словами «Это - закат». Спустя несколько минут от картины заката осталась кучка пепла, а Марина утвердилась во мнении, что процесс в искусстве важнее результата. А увидев в небе неуловимые белые следы от военных самолетов, Абрамович перестала рисовать и приняла окончательное решение: «Я сама стану искусством!».

После развода мать, майор армии и директор Музея Революции, установила в семье армейский порядок: строгий режим, тотальный контроль и никаких проявлений ласки. Неудивительно, что в итоге девушка сбежала из Белграда и предпочла обеспечивать себя самостоятельно, хватаясь за любые подработки.

В 19 лет во время обучения в художественной школе Марина придумала свой первый перформанс для белградской галереи: зрителям предлагалось раздеться на входе, чтобы художница постирала их одежду. Руководство галереи несколько лет раздумывало, оценивало идею юного дарования и… не оценило. Спустя много лет рисунки к заявке на проведение мероприятия станут старейшим и весьма ценным экспонатом на большой ретроспективе художницы в Нью-Йоркском музее современного искусства.

В 1973 году состоялся первый перформанс Абрамович – «Ритм 10», благодаря которому русская тюремная игра вошла в историю искусства акционизма. Художница по очереди брала один из двадцати ножей и быстро втыкала в пространство между пальцами, записывая процесс на аудиокассету. После очередного пореза девушка меняла нож и, начинала все заново - аудиозапись служила "контроллером": будет ли снова порез в те же минуты? Акция символизировала болезненные ошибки человека, которые он повторяет на протяжении жизни.

Один из самых ярких и опасных перформансов Марины Абрамович прошел в 1974 году и сделал имя сербской «экстремалки» известным всему миру. В комнате на столе художница разместила 78 предметов, которыми посетители могли воспользоваться по своему усмотрению: причинить боль или удовольствие. Роза, хлыст, яблоки, фонарик, нож, спички и даже заряженный пистолет. На протяжении шести часов Абрамович покорно позволяла зрителям при помощи предметов делать с ее телом все, что им заблагорассудится. Уже через час «обычные, нормальные» люди стали срезать с художницы одежду, прикасаться к интимным местам, наносить порезы, а один из посетителей вложил в руку полуобнаженной девушки заряженный пистолет и направил ей в шею. Акция продемонстрировала, насколько жестокими становятся люди рядом с обезличенной жертвой, не оказывающей никакого сопротивления. «Я хотела показать одну вещь: это просто удивительно, насколько быстро цивилизованный человек может вернуться в дикое пещерное состояние, если ему это позволить!» — объяснила позже исколотая и изрезанная Абрамович.

В 1976 году художница переехала в Амстердам, где познакомилась с перформансистом из Германии Уве Лайсипеном (пседоним - Улай). Марина и Улай - вот уж кто казались идеальной парой. Они родились в один день, обожали протестный, агрессивный акционизм и даже одевались как близнецы. В совместных акциях художники концентрировались на эмоциональном и духовном взаимодействии двух часть единого целого – Мужчины и Женщины. Пара соединяла рты специальным реагентом и вдыхали выдохи друг друга до потери сознания от переизбытка углекислоты в легких; почти сутки сидели со сплетенными в единый клубок волосами; обнажались и блуждали в темном помещении, ударяясь о стены и друг о друга; зашивали рты… Ярким финальным аккордом отношений должно было стать объявление о бракосочетании на середине Великой Китайской стены, по которой влюбленные шли навстречу друг другу. Увы, пока планировался перформанс и шли переговоры с китайскими властями, отношения в паре стали весьма натянутыми. В итоге Марина и Улай прошагали по 2500 км, встретились в запланированном месте и простились навсегда. Улай женился на беременной от него переводчице-китаянке, а Марина с головой погрузилась в творчество.

После расставания с возлюбленным проекты Марины Абрамович стали более масштабными, приобрели социальную и политическую остроту. В 1997 год состоялось «Балканское барокко», которое принесло художнице «Золотого льва» 47-й Венецианской биеннале и признание среди представителей интеллектуальной элиты. В XXI веке имя Марины Абрамович стало модным брендом.

На протяжении последнего десятилетия неувядающая балканская «ведьма» преподает в крупнейших университетах мира, снимается в фильмах и рекламных роликах, ставит спектакли, участвует в создании Центра сохранения перформанса. А еще признается, что любит моду, шоколад, плохие фильмы и валяться в кровати. Похоже, «Марина Абрамович» – не только бренд, культовое имя искусства перформанса, но и обычная женщина.

Подробнее о самых известных перформансах Марины Абрамович читайте здесь.

Автор: Виктория Волкова.
Перейти к биографии