Итальянский живописец эпохи рококо, мастер пейзажа-ведуты. Родился в Пьяченце около 1692 года. В середине 10-х годов 18 века Панини переехал в Рим, где античные руины вдохновили его на создание исторических композиций, сцен из современной ему жизни и воображаемых видов реальных построек, находящихся в разных частях города, но собранных вместе.
Известность получил своими росписями на вилле Патрици (закончены в 1725) и декорациями для праздника в честь рождения дофина (1729, Лувр, Париж; 1731, Дублин). Женитьба на сестре французского художника Флейгельса, покровительство кардинала Полиньяка и связь с Французской академией в Париже, членом которой он был избран в 1723, связали его с французскими художественными кругами.
В 1755 году избран президентом Академии св. Луки в Риме.
Итальянский художник. Еще в годы обучения в кругу Бибиены Паннини приобрел вкус к сценографии, который сохранял на протяжении всей своей творческой карьеры в Риме, где художник жил с 1715. Здесь он учился у Б. Луги, классицизм которого в духе Маратта оказал на него определенное влияние, заметное в картинах на религиозные сюжеты, исполненные в то время и находящиеся сейчас в Лувре, Прало и Музее изобразительных искусств в Будапеште. К ранним римским работам относятся также росписи на вилле Патрици (1719-1725), а также в различных палаццо, таких, как Палаццо Квиринале и Палаццо Альберони. Но всемирную известность, довольно скоро, Паннини принесли его виды римских памятников и римской жизни. Возможно, именно по этой причине его часто относят к римским ведутистам XVIII в., хотя на самом деле творчество художника выходит за рамки этого жанра, уже достаточно определившегося к тому времени. Объясняется это, с одной стороны, тем, что художник стремился к большей свободе видения, что была характерно для ведутистов XVII в., а с другой стороны, тем, что его <проторомантические> опыты позднее приведут к искусству Пиранези. Унаследовав от Годацци типологию , отличавшуюся при всем ее внешнем реализме композиционной произвольностью, введением античных руин, оживленных несколькими по-рокайльному изящными персонажами, Паннини тем не менее был менее чувствителен и к урокам пейзажистов, таких, как Блумен и Локателли, а аналитическая ясность его <ведут> выдает обращение художника и к опытам Ванвителли (<Замок Сант-Анджело>, 1744, Потсдам, дворец Сан-Суси). Воображаемые или списанные с натуры, его композиции, порой весьма внушительные, представляют собой <кусочки жизни>, помещенные в окружение античных руин и современных памятников Рима (<Площадь Санта-Мария Маджоре>, 1742, Рим, Палаццо Квиринале). Произведения Паннини - одно из самых великолепных свидетельств XVIII в. Одаренный исключительным талантом сценографа, Паннини в своих произведениях придавал огромное значение трактовке пространства; его композиции почти всегда отличаются необычайной пространственной широтой и размахом. Сопоставляя грандиозное пространство с детальнейшей характеристикой персонажей, населяющих его сцены, художник добивается весьма эффектных контрастов, особенно при изображении различных церемоний (<Посещение Карлом III собора св. Петра>, 1745, Неаполь, Каподимонте; <Посещение Карлом III Квиринальского дворца>, 1746, там же), праздников (<Праздник на Пьяцца Навона>, 1729, Париж, Лувр) или театральных сцен (<Концерт в честь свадьбы дофина>, 1747, Париж, Лувр). Наконец, он создал виды музеев - реальных (<Галерея кардинала Валенти Гонзага>, Хартфорд, Уодсворт Атенеум) или воображаемых (<Античный Рим> и <Современный Рим>, Париж, Лувр), где точное воспроизведение разнобразных стилей сочетается с широкой трактовкой пространства. Творчество Паннини, очень обильное (его картины находятся во многих европейских и американских музеях), получило широкое распространение, особенно во Франции, стране, с которой художник был тесно связан благодаря покровительству кардинала Полиньяка и женитьбе на сестре Никола Флейгельса, в то время директора Французской Академии в Риме. Величайшим продолжателем искусства Паннини, унаследовавшим его вкус к античным руинам, также был француз - Юбер Робер.