А потом он выиграл в лотерею сто тысяч! С такой строчки могли бы начинаться страницы увлекательнейших биографий тех, кто мечтал сделать то и другое, добиться пятого и десятого. Но чаще всего эти биографии остаются недописанными, а их потенциальные герои не становятся персонажами серии «Жизнь замечательных людей». Однако бывают и исключения. К примеру, французский художник-импрессионист Арман Гийомен (фр.
Jean-Baptiste Armand Guillaumin, 16 февраля 1841 — 26 июня 1927) как раз выиграл в лотерею сто тысяч франков.
Гийомен провел детство в Мулене. Выходец из семьи рабочих, он явно не мог обрадовать родителей решением «буду-ка я художником». После школы был отправлен в Париж и отнюдь не в Академию изящных искусств. Дядя его владел бельевым магазином и взял племянника кассиром. Параллельно Арман продолжал свои живописные эксперименты, посещал художественные курсы и весьма раздражал этим родственников. Юноша решил найти работу вне родственных связей и нашел ее – поступил на службу в правление Орлеанской железнодорожной компании. И одновременно начал посещать частную Академию Сюиса. Заведений такого рода в те годы в Париже было немало, к официальной Академии они не имели отношения. Под такой вывеской находилось просто несколько мастерских, в которые художники за небольшую плату могли приходить и писать живую натуру. Именно там Гийомен познакомился с
Писсаро,
Сезанном,
Курбе и
Олльером.
Дебютировал художник одновременно с Салоном отверженных. В 1863 году Наполеон III издал знаменитый указ об альтернативных выставках для картин, отвергнутых официальным Салоном. Гийомен выставлялся в отличной компании, вместе с
Эдуаром Мане (который, кстати, написал
портрет Гийомена), Камилем Писсарро, Полем Сезанном и другими художниками, создавшими в скором времени одно из самых значимых направлений в искусстве – импрессионизм. Правда, в отличие от вышеназванных живописцев, Гийомен свои картины выставил инкогнито.
В 1866 году, захваченный живописной страстью, он оставляет работу. Так жаль было проводить дни в конторе, когда хотелось солнечными днями рисовать на пленэре, копировать великих в Лувре, окунуться в жизнь художественной богемы с головой! Тут нам бы хотелось рассказать об удаче, меценатах, возросшей популярности. Но не расскажем. Арман Гийомен столкнулся с оказавшейся весьма жестокой реальностью. Денег не было совсем, приходилось браться за любую работу. Чаще всего он расписывал шторы. В тот момент удача еще не благоволила Гийомену, потому что, к примеру,
Огюст Ренуар росписью штор и керамических тарелок зарабатывал немыслимые деньги. Гийомену же едва хватало на самое бедное пропитание. В 1872 году художнику пришлось устроиться на постоянную работу в парижское Управление дорожного строительства. Большим плюсом для него была возможность работать в управлении по ночам.
«Днём он занимается живописью, а вечером своим канавокопанием, что за мужество!», – восхищался упорством товарища Камиль Писсарро.
Гийомен пропустил только вторую выставку импрессионистов в 1876 году, на всех остальных выставлялся. И, пожалуй, он первым из импрессионистической плеяды заинтересовался неоимпрессионистами. Есть легенда, что Гийомен заприметил
Поля Синьяка с мольбертом на набережной Сены, ему понравилось то, что он увидел на мольберте, остановился, разговорились… Неоимпрессионизм оказал влияние на его палитру, мазок, хотя верным последователем этого течения Гийомен не стал. Кстати, на картине
«Берег» процитирована дама со знаменитого
«Воскресного дня на острове Гранд-Жатт» Сёра. Впрочем, самым верным последователем неоимпрессионизма был разве что сам
Жорж Сёра, но влияние неоимпрессионизм оказал на импрессионистов, фовистов, абстракционистов, кубистов… Знакомство с
Ван Гогом тоже повлияло на формирование таланта Гийомена: палитра его стала светлее и ярче.
В возрасте 46 лет художник женился на своей кузине Мари-Жозефине Шарретон. А спустя четыре года произошло то самое чудо: 100 тысяч франков в городской лотерее. Первым делом Гийомен распрощался с Управлением дорожного строительства. Он наконец мог путешествовать, не ограничиваясь в своих пейзажах Парижем и окрестностями, чем с удовольствием и занялся. Его эпоха была слишком богата гениями, в первые ряды Гийомен не выдвинулся, но хочется верить, что прожил прекрасную жизнь. И, кстати, наслаждался ею дольше, чем кто-либо из участников первой импрессионистической выставки.
Автор: Алена Эсаулова