• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться

Завтрак на траве

Предложить название
1863, 208×264 см • Масло, Холст
Аннотация
«Завтрак на траве» произвел эффект разорвавшейся бомбы. Ни в одной мастерской ни одного художника XIX века не могла больше появиться такая или даже хоть сколько-нибудь похожая картина. В то время как Салон покоряли «Римляне эпохи упадка» и бесконечные Венеры и одалиски, она перевернула живопись, для нее не находилось в то время ни терминов, ни традиции, в которую можно бы было ее вписать. И все складывалось к тому, чтобы этот эффект усугубить.

Жюри французского Салона, никогда не отличавшееся благосклонностью к молодым художникам, в 1863 году было особенно беспощадным. Настолько, что даже Наполеон III был недоволен количеством не допущенных к выставке работ. Тогда император решил устроить в том же здании одновременно с официальным Салоном Салон отверженных.

Возможно, появись картина в рамках официальной экспозиции, она бы не стала первым в истории современного искусства полотном, над которым толпы зрителей смеялись и стыдливо перешептывались. Мане стал самым обсуждаемым художником Парижа, правда, сам он хотел совсем другой славы.

Картина, первоначально названная «Купание», была задумана как художественный диалог и переосмысление сразу нескольких шедевров: «Сельский концерт»  Джорджоне  и «Суд Париса» Рафаэля. Первая вдохновила Мане писать двух обнаженных женщин рядом с одетыми мужчинами, вторая – расположить фигуры в пространстве. Только женщины Мане – совсем не нимфы и не богини.

Больше всего насмешек вызвала фигура женщины, которая пробует воду. Говорили, что она моется, и добавляли шепотом: известно, после чего она моется. В картине увидели сцену сексуального характера, а в сидящей девушке – проститутку: слишком уж прямой и вызывающий взгляд у нее. То и дело около картины яростно шипели: «непристойность», «вульгарность», «уродство».

Когда же толпам зрителей и озадаченным одиноким критикам удавалось обуздать свой священный гнев, дело доходило и до художественных особенностей картины. И, оказывалось, что здесь Мане допустил еще больше непростительных вольностей, чем в выборе сюжета. Он совершенно непростительно поступил с перспективой – фигура женщины на заднем плане слишком крупная, каждый из героев сюжета как будто находится ближе к зрителю, чем это было бы возможно в реальности. Это позже арт-критики скажут «вовлек зрителя», а экспериментаторы нового поколения будут повторять этот трюк со сжавшейся перспективой. А в 1863 году картину объявляют «нелепой», а художника – непрофессиональным «мазилкой».

Автор: Анна Сидельникова
Читать всю аннотациюСвернуть
Местонахождение
О работе
Сюжет и объекты: Ню, Жанровая сцена
Стиль и техника: Реализм, Масло

Эта работа в подборках пользователей

  • Эдуар Мане. Завтрак на траве
  • Эдуар Мане. Олимпия
Эдуард Манэ
2 работы • 0 комментариев
  • Эдуар Мане. Сад в Бельвью
  • Эдуар Мане. В кабачке папаши Латюиля
  • Эдуар Мане. Скамья
Моне и Мане
Собирает Anna Sidelnikova
23 работы • 0 комментариев
  • Николя Ланкре. Ветчина на завтрак
  • Чарльз Бертон Барбер. Молитва перед завтраком
  • Джон Сингер Сарджент. Завтрак в лоджии
Завтрак
Собирает Анна
16 работ • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Эдуар Мане. Сад в Бельвью
1
Сад в Бельвью
Эдуар Мане
1880, 65×54 см
Джон Сингер Сарджент. Завтрак в лоджии
0
Завтрак в лоджии
Чарльз Бертон Барбер. Молитва перед завтраком
2
Молитва перед завтраком
Николя Ланкре. Ветчина на завтрак
0
Ветчина на завтрак
Николя Ланкре
1735, 123×188 см
Комментарии
Для комментирования необходимо указать и подтвердить электронную почту или телефон