Регистрация

Завтрак на траве

Предложить название
1863, 208×264 см • Масло, Холст

Описание картины «Завтрак на траве»

«Завтрак на траве» произвел эффект разорвавшейся бомбы. Ни в одной мастерской ни одного художника XIX века не могла больше появиться такая или даже хоть сколько-нибудь похожая картина. В то время как Салон покоряли «Римляне эпохи упадка» и бесконечные Венеры и одалиски, она перевернула живопись, для нее не находилось в то время ни терминов, ни традиции, в которую можно бы было ее вписать. И все складывалось к тому, чтобы этот эффект усугубить.

Жюри французского Салона, никогда не отличавшееся благосклонностью к молодым художникам, в 1863 году было особенно беспощадным. Настолько, что даже Наполеон III был недоволен количеством не допущенных к выставке работ. Тогда император решил устроить в том же здании одновременно с официальным Салоном Салон отверженных.

Возможно, появись картина в рамках официальной экспозиции, она бы не стала первым в истории современного искусства полотном, над которым толпы зрителей смеялись и стыдливо перешептывались. Мане стал самым обсуждаемым художником Парижа, правда, сам он хотел совсем другой славы.

Картина, первоначально названная «Купание», была задумана как художественный диалог и переосмысление сразу нескольких шедевров: «Сельский концерт»  Джорджоне  и «Суд Париса» Рафаэля. Первая вдохновила Мане писать двух обнаженных женщин рядом с одетыми мужчинами, вторая – расположить фигуры в пространстве. Только женщины Мане – совсем не нимфы и не богини.

Больше всего насмешек вызвала фигура женщины, которая пробует воду. Говорили, что она моется, и добавляли шепотом: известно, после чего она моется. В картине увидели сцену сексуального характера, а в сидящей девушке – проститутку: слишком уж прямой и вызывающий взгляд у нее. То и дело около картины яростно шипели: «непристойность», «вульгарность», «уродство».

Когда же толпам зрителей и озадаченным одиноким критикам удавалось обуздать свой священный гнев, дело доходило и до художественных особенностей картины. И, оказывалось, что здесь Мане допустил еще больше непростительных вольностей, чем в выборе сюжета. Он совершенно непростительно поступил с перспективой – фигура женщины на заднем плане слишком крупная, каждый из героев сюжета как будто находится ближе к зрителю, чем это было бы возможно в реальности. Это позже арт-критики скажут «вовлек зрителя», а экспериментаторы нового поколения будут повторять этот трюк со сжавшейся перспективой. А в 1863 году картину объявляют «нелепой», а художника – непрофессиональным «мазилкой».

Автор: Анна Сидельникова
Читать всю аннотациюСвернуть
Местонахождение
О работе
Сюжет и объекты: Ню, Жанровая сцена
Стиль и техника: Реализм, Масло

Эта работа в подборках пользователей

  • Эдуар Мане. Завтрак на траве
  • Клод Моне. Завтрак на траве
Импрессионисты
Собирает Emiliya Popova
2 работы • 0 комментариев
  • Эдуар Мане. Завтрак на траве
Завтрак на траве Эдуар Мане 1863
Собирает Vladimir Musaelyan
1 работа • 0 комментариев
  • Леонардо да Винчи. Дама с горностаем. Цецилия (Чечилия) Галлерани
  • Леонардо да Винчи. Тайная вечеря
  • Леонардо да Винчи. Благовещение
Любимое
11 работ • 0 комментариев
  • Эдуар Мане. Завтрак на траве
  • Эдуар Мане. Олимпия
Эдуард Манэ
2 работы • 0 комментариев
Все подборки в Артхиве с этой картиной

С этой работой в подборки добавляют

Эдуар Мане. Расстрел императора Максимилиана
9
Расстрел императора Максимилиана
Эдуар Мане
1867, 252×305 см
Сальвадор Дали. Дева Мария Гваделупская
4
Дева Мария Гваделупская
Сальвадор Дали
1959, 200×130 см
Кацусика Хокусай. Большая волна в Канагаве
42
Большая волна в Канагаве
Кацусика Хокусай
1832, 25.7×37.9 см
Джон Уильям Уотерхаус. Сбор апельсинов
8
Сбор апельсинов
Комментарии
Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
HELP