войти
опубликовать

Ямауба наблюдает за играющим Кинтаро

Китагава Утамаро • Гравюра, 36.2×23.1 см
$54
Цифровая версия: 357.9 kB
1027 × 1600 px • JPEG
23.1 × 36.2 см • 112 dpi
17.4 × 27.1 см • 150 dpi
8.7 × 13.5 см • 300 dpi
Цифровая версия - это файл высокого разрешения, загруженный автором произведения или его уполномоченным представителем. Стоимость включает также право на однократное воспроизведение изображения в цифровой или печатной форме.
Комментарии
0
О работе
Вид искусства: Гравюра
Сюжет и объекты: Жанровая сцена
Техника: Гравюра
Размер: 36.2×23.1 см
Работа в подборках: 4 подборки
Доставка и оплата цифровой версии
Ссылка для скачивания цифровой версии работы будет доступна сразу после оплаты
Оплата на сайте. К оплате принимаются карты Visa, MasterCard, American Express.

Описание работы «Ямауба наблюдает за играющим Кинтаро»

Помимо знаменитых актеров театра кабуки и известных красавиц из веселых кварталов, частыми героями японских гравюр укиё-э становились мифологические персонажи. Практически у каждого из признанных мастеров ксилографии есть серия, посвященная жутковатым монстрам или привидениям. Не стал исключением и Китагава Утамаро.

Не ходите, дети, в Японию гулять


Хотя его цикл, изображающий сценки из жизни горной ведьмы Ямаубы и ее сына Кинтаро, все же выходит за рамки традиции. Возможно, Утамаро настолько ценил женскую красоту, что у него просто не поднялась рука нарисовать облик Ямаубы таким уродливым, каким описывается он в легендах.

Одними из наиболее характерных ее черт считались огромный, от уха до уха, рот и нечесаные, сбившиеся в комья седые волосы. Самое большее, на что решился художник, это наделить японский аналог Бабы Яги черными зубами и длинными, никогда не уложенными в прическу волосами.

Сведения о происхождении как самой Ямаубы, так и ее сына, сильно разнятся. Согласно одной из версий, она когда-то была обычной женщиной и жила в деревне. А когда настали голодные времена, ее отпрыски, чтобы сэкономить пищу, отвезли мать в лесную чащу и оставили там.

Ямауба ушла в горы и обосновалась в одной из пещер. Чтобы выживать, она стала подкарауливать одиноких путников и съедать их. Виды проявлений ее кровожадности описываются разнообразные. То она приглашает странников в свой дом якобы на ночлег, а потом убивает гостей во сне топором, который держит специально для таких случаев. То при помощи магии обращает свои волосы в змей, которые душат жертв и отправляют ведьме прямо в рот. То изображает Ивана Сусанина и водит заблудившихся путешественников по лесам до тех пор, пока они не выбиваются из сил и становятся легкой жертвой.

А другое предание гласит, что Ямауба изначально была добрым духом леса, который помогал людям и даже одаривал их. Но когда смертные начали наглеть и окончательно сели на шею, то она перестала с ними нянчиться и постепенно сделалась злобной ведьмой. Теперь Ямаубой в японских семьях пугают непослушных детей и обещают, что если они пойдут гулять далеко от дома одни, то она поймает их и съест.

Золотой мальчик


Но существуют и другие легенды, описывающую Ямаубу не как кровожадную старуху, а как любящую мать, воспитавшего легендарного фольклорного героя Кинтаро. Его имя переводится с японского как «золотой мальчик», поэтому у тела ребенка на гравюрах Утамаро такой странный цвет.

Хотя с происхождением Кинтаро тоже не все так просто. В его матери записывали принцессу Яэгирь, а в отцы – знаменитого самурая Райко. В той из версий, где его родительницей все-таки была горная ведьма, он рос на склонах горы Ашикара, а его друзьями стали дикие животные, чей язык он мог понимать. Мальчик отличался великанским ростом и могучей силой (вот почему на гравюре Китагавы Утамаро изображен необычайно крепкий малыш).

Когда Кинтаро бродил по лесу, то однажды встретил путника, который, поразившись его мощи, приглашает на службу самураем при князе Сакато. Князь нарекает его новым именем - Саката-но-Кинтоки - под которым он прославился и совершил много подвигов.

Считается, что у золотого мальчика был реальный прототип – самурай, живший в 956 – 1012 годах и погибший от лихорадки во время военного похода против пиратов с острова Кюсю.

В Бостонском музее изящных искусств хранится большая коллекция гравюр Китагавы Утамаро, и среди них несколько сохранившихся листов из серии о Ямаубе и ее сыне Кинтаро (1, 2, 3). На гравюрах изображены очень трогательные домашние сценки из их жизни, где горная ведьма предстает заботливой и даже ласковой, а Кинтаро – смешным пухлым малышом, который тоже иногда бывает напуган и ищет защиты, прижавшись к груди своей родительницы.

Ямауба ухаживает за ним, как подобает хорошей матери: кормит, чистит уши и даже делает прическу (1, 2, 3). Глядя на их семейную идиллию, даже не веришь, что в облике нежной мамы скрывается злобный монстр, а плачущий, как все дети, во время стрижки Кинтаро – будущий силач, который победит в схватке лесного медведя.

Автор: Наталья Азаренко
Комментарии