Описание работы «Смертный грех (Кардинал Грех)»
«Кардинал Грех» – одна из самых скандальных и, пожалуй, самых сатирически-издевательских работ Бэнкси. Стоит начать с того, что художник представил эту скульптуру публике накануне Рождества в 2011 году. Этот жест стал реакцией Бэнкси на громкий скандал, связанный с насилием над детьми, которое много лет безнаказанно совершали католические священники, и которое покрывалось и замалчивалось церковью. В самом названии скульптуры кроется ироничная игра слов: «cardinal sin» – словосочетание, которое используется в значении «смертный грех».
В своем заявлении, посвященном этой скульптуре, Бэнкси выразился довольно жестко:
«Я никогда не уверен, кто заслуживает быть поставленным на пьедестал или быть раздавленным под ним. <…> Что касается скульптуры, думаю, ее можно назвать рождественским подарком. В это время года так легко забыть об истинном значении христианства – лжи, коррупции и насилии».Работа Бэнкси представляет собой реплику бюста XVIII века. Лицо скульптуры было спилено и закрыто мозаикой из керамической плитки. Примечательно то, что «Кардинал Грех» впервые был выставлен в ливерпульской Художественной галерее Уолкера, в одном зале с выдающимися предметами христианского искусства XVII века: алтарем работы
Мурильо и религиозными картинами
Рубенса. Бэнкси со свойственным ему юмором объяснил, что выбрал это место для демонстрации своей скульптуры не случайно:
«Я обожаю все в Галерее Уолкера – работы старых мастеров, современное искусство, грубую девушку в кафе. А когда я узнал, что мистер Уолкер построил ее на «пивные» деньги, она стала моей любимой галереей».Директор художественных галерей в Национальных музеях Ливерпуля Рейан Кинг рассказывала, что Бэнкси связался с Галереей Уокера и высказал пожелание, чтобы «Кардинал Грех» демонстрировался вместе с постоянной коллекцией.
«Скульптура содержит очень четкое послание, – говорит она. –
Когда вы смотрите на нее и видите плитки, скрывающие лицо, сразу вспоминаются «пиксельные» лица преступников на экране телевизора или в газете. Меня интересует то, что увидевший это посетитель, возможно, начнет искать менее очевидные сообщения в других экспонатах галереи. Сообщения, которые есть в работах практически всех художников. Мы всегда показывали противоречивое искусство, и в нашей коллекции есть произведения, которые считались очень противоречивыми в свое время. Это часть художественной традиции: демонстрировать искусство, которое бросает людям вызов».
Автор: Евгения Сидельникова