Живописец и график, представитель позднего романтизма в немецком и австрийском искусстве 19 в. Учился в венской (с 1821) и мюнхенской (с 1828, у П. фон Корнелиуса) АХ; с 1847 работал главным образом в Мюнхене. Жанровые картины Ш. («Свадебное путешествие», 1862), циклы картин и больших акварелей («Прекрасная Мелузина», 1868—70, Галерея 19 и 20 вв., Вена), многочисленные росписи и иллюстрации проникнуты мотивами нар. сказок и легенд, идилличны по настроению, но не лишены оттенка академизма.
В 1821-1823 Швинд учился в венской Академии художеств, где испытал влияние своих учителей, Шнорра фон Карольсфельда и Петера Краффта. Первоначально он получил известность как иллюстратор сказочных сюжетов и сценок буржуазной жизни. Нарративный характер его будущих картин очевидно связан с этой ранней деятельностью. В 1828 Швинд живет в Мюнхене, где и начинается его дружба с Корнелиусом, под влиянием которого его искусство приобретает большую монументальность. В 1832-1836 художник создает проекты фресок для Резиденции в Мюнхене и для замка Хохеншвангау. В 1835 Швинд отправляется в Италию, где создает свои первые значительные произведения («Рыцарь К.урт Браутфарт», Карлсруэ, Кунстхалле, картина сгорела в 1931). В 1840-1844 он исполняет росписи в новой галерее в Карлсруэ, а также пишет картины «Странствие Фалькенштейна» (1843-1844, Лейпциг, Музей изобразительных искусств) и «Роза» (1847, Берлин, Нац. гал.). Затем он переезжает во Франкфурт, а в 1847 становится профессором Академии художеств в Мюнхене. В 1854-1855 Швинд исполняет фрески в Вартбурге, а в 1866-1867 создает свое последнее монументальное произведение - фрески в венской Опере со сценами из «Волшебной флейты» Моцарта.
Стиль Швинда восходит к манере назарейцев, хотя и отличается от них большей мощью, живым чувством поэзии и романтической музыки. Очень часто художник заимствует свои сюжеты из либретто любимых опер или из истории музыки. Нарративная сторона искусства Швиндта, часто в сочетании с юмором, проявляется также в циклах картин на темы сказок («Золушка», 1854, Мюнхен, Новая пинакотека; «Семь воронов», 1857-1858, Веймар, Гос. художественные собрания). Кроме того, Швинд является автором портретов (портрет Каролины Хеценекер, 1848, Нюрнберг, Германский нац. музей), а также нескольких религиозных композиций.