Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Судейкин Сергей Юрьевич (7 (19 по ст. стилю) марта 1882, Санкт-Петербург — 12 августа 1946, Найак, штат Нью-Йорк, США) — живописец, театральный художник, график, участник объединений «Алая роза», «Голубая роза», «Мир искусства».
Особенности творчества художника Судейкина Сергея Юрьевича: Сам Судейкин относил себя к символическому искусству. Но его символизм носил другой характер, нежели классические работы Борисова-Мусатова. Живопись Судейкина — это театральность и балаганность, перекликающиеся с трагизмом. Яркие цвета, резкие позы, вовлечение зрителя в безудержный круговорот толпы и народного танца — все это было особой иронией на «вечные» темы. Судейкин создавал декорации для постановок Мейерхольда, театра «Эрмитаж», Малого драматического, Русского драматического, театра Комиссаржевской в Петербурге, Метрополитен-оперы в Нью-Йорке и т.д.
Творчество Судейкина нельзя назвать популярным и общеизвестным. По странной иронии, зачастую этот яркий художник, работавший для театра, нередко упоминается лишь как муж балерины Ольги Глебовой. Яркое дарование мастера словно затерялось в творческом фейерверке талантов на рубеже XIX-ХХ веков. Судейкин был современником таких гениев как Врубель, Серов и Петров-Водкин, его становление проходило в эпоху расцвета символизма и ошеломляющего явления авангарда..
Ранние годы
Судейкин Сергей Юрьевич родился в Санкт-Петербурге в семье жандармского полковника. В 15 лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были видные представители передвижников: А. Архипов, А. Степанов, А. Васнецов и Н. Касаткин.
Через пять лет студента отчислили сроком на один год за предоставление, по мнению комиссии, работ, не соответствующих общему требованию, и к тому же «непристойного содержания». Вместе с ним в «изгнании» оказался Михаил Ларионов. Судейкин в объяснительных руководству в качестве оправдания своему отношению к учебе указывал на занятость на заводе у Саввы Мамонтова. Однако эти аргументы не были приняты в расчет.
Работа в театре
С 1902 года по ходатайству Мамонтова Сергей Судейкин начал свою карьеру как театральный художник. Вместе с Николаем Сапуновым он оформлял декорации для опер в театре «Эрмитаж» («Орфей» Глюка и «Валькирия» Вагнера).
В следующем году художники создали декорации для драмы Метерлинка «Смерть Тентажиля». Позже для этой же драмы, но в постановке Мейерхольда, Судейкин создал новое оформление. В этой совместной постановке молодого режиссера и художника декорации играли совершенно новую роль. Пластичность и плоскостность, к которым так стремился Судейкин, словно поглотили актеров. Окружение стало важнее и интереснее самой игры.
Следующее совместную работу также по пьесе Метерлинка «Сестра Беатриса» Судейкин создал, уже учитывая присутствие актеров на сцене, не подавляя их. М. Волошин писал об этих декорациях: «Я действительно в первый раз за много лет видел в театре настоящий сон».
Далее началось активное сотрудничество молодого художника и ведущих театров двух столиц: Малого драматического, Русского драматического и театра Комиссаржевской. Но его деятельность не ограничивалась лишь декорациями: Судейкин работал над графикой для журналов «Весы», «Аполлон» и «Сатирикон».
Художник был участником выставок объединений «Алой розы», «Московского товарищества художников», «Союза русских художников». В 1907 году Судейкин стал одним из организаторов ключевого события Серебряного века — выставки «Голубая роза».
Личность и личная жизнь
Талант Судейкина не вызывал сомнений, но личностные качества художника оценивались не столь однозначно. Впрочем, он и не стремился скрывать своего нарочитого позерства и высокомерия. Одет Судейкин был всегда, как денди — с иголочки.
Со своей будущей супругой балериной Ольгой Глебовой он встретился в театре Комиссаржевской. На ухаживания художника балерина ответила сразу же, чувства вспыхнули мгновенно. Провожая возлюбленного в Москву, Ольга внезапно села в поезд вместе с ним, не беспокоясь о своем вечернем спектакле. За эту выходку она была уволена Верой Комиссаржевской.
В 1907 году пара обвенчалась. Свидетели развития их отношений рассказывали о бурной страсти, которую влюбленные испытывали друг к другу. Ольга была не просто любимой женщиной, но и творческим, сценическим идеалом для своего мужа, «произведением искусства» - по словам А. Ахматовой. Художник писал Ольгу постоянно.
Однако роман Судейкина и Глебовой продолжалась всего один год. Однажды художник заявил, что не любит жену, а найденные дневниковые записи убедили балерину в отношениях мужа с поэтом Михаилом Кузьминым.
1910-е годы
Окончив, наконец, МУЖВЗ, Судейкин поступил в Санкт-Петербургскую Академию Художеств, где встретил представителей «Мир искусства». В 1911 году он стал участником объединения.
В этот период Судейкин сотрудничал с Мейерхольдом, расписывал вместе с Сапуновом интерьер петербургского литературного кабаре «Бродячая собака» и окончательно расстался с Ольгой Глебовой.
В 1915 году он создал знаменитую роспись в литературно-артистическое кабаре «Привал комедиантов» в Петрограде.
В московском Камерном театре он познакомился со своей второй супругой — актрисой Верой де Боссе. Ради того, чтобы быть с художником, Вера оставила своего мужа Роберта Шиллинга, а затем и сцену. Отношения влюбленных нашли место в творчестве М. Кузьмина — в «Чужой поэме» и новелле «Влюблённый дьявол».
Примечательны записи из дневника Веры - правила, которым должна следовать супруга художника:
1. Заставлять работать художника хотя бы палкой. 2. Любить его работы не меньше самого художника. 3. Каждому порыву работы идти навстречу, зажигаться его новыми замыслами. 4. Держать в порядке работы, рисунки, наброски, карикатуры. Знать каждую работу, её замысел, значение. 5. Относиться к новым работам как к неожиданным подаркам. 6. Уметь смотреть картину часами. 7. Быть физическим идеалом, а потому быть его вечной моделью.
Первая мировая война в 1917 году привела художника на фронт, но вскоре он был демобилизован по болезни. Вместе с женой он уехал в Крым, где участвовал в выставках, а затем покинул страну.
Жизнь за рубежом
Оставив Крым, Судейкины отправились в Тифлис (Тбилиси), где художник оформил несколько литературных кафе. Оттуда — в Батуми, а затем в Париж.
В Париже художник создавал декорации для балета «Спящая красавица» Анны Павловой, сотрудничал с «Русской оперой», театром «Аполло». В 1922 году он расстается с женой: Сергей Дягилев опрометчиво познакомил ее с композитором Игорем Стравинским. Вспыхивает роман, и Вера становится доверенным лицом композитора в его делах, а в 1940 году – его законной супругой. А Судейкин вместе с труппой Валиева приезжает в США и принимает решение остаться в Нью-Йорке навсегда.
В Америке Судейкин продолжил свою художественную деятельность. Его талант был востребован в Метрополитен-опере, для которой он создал множество декораций. Он оформил балет Стравинского «Петрушка», «Соловей», оперы «Садко» Н. Римского-Корсакова, «Летучий голландец» Р. Вагнера, работал со многими русскими театральными труппами.
В 1935 г. вышел голливудский фильм «Воскресение» по роману Л. Толстого, оформление к которому также создал Судейкин.
Его персональные выставки проходили во многих городах Америки, таких как Чикаго, Питтсбург, Нью-Йорк и не только. Впрочем, безоблачными последние годы художника назвать нельзя. Сергей Судейкин умер в августе 1946 года.
Произведения Судейкина находятся в Третьяковской галерее, ГМИИ им. Пушкина, Русском музее в Санкт-Петербурге, в Бруклинском музее Нью-Йорка и других.